Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие повышения родительской компетентности

Щербинина Татьяна Александровна

   Успешной работе дошкольного учреждения по повышению психолого-педагогической компетентности родителей способствует использование модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на идее партнерства; реализация системы вовлечения родителей в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_formy_vzaimodeystviya_dou_i_semi.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                 Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

            как условие повышения родительской компетентности

     Семья и дошкольное учреждение – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

     Как изменить такое положение? Как заинтересовать  родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и ДОУ? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

     Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнерство». Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

     Для привлечения родителей к совместной деятельности использую современные формы работы с семьей, которые укрепляют авторитет дошкольного  учреждения, формируют социальную активность родителей, приближают семью к заботам образовательного учреждения.

     Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь семье в воспитании ребенка. А для этого важно знать каждую семью. Известно, что знакомиться с семьей можно как до прихода ребенка в детский сад, так и в течение первых месяцев посещения. Посещение семьи – одно из самых важных направлений во взаимодействии с семьей. Цели могут быть разными, но главной должно быть установление тесного контакта с ребенком и семьей.

     Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. В практику можно внедрить такой опыт: проводить собрания за чашкой чая, это сближает родителей. Они с радостью идут, так как знают, что будет что-то интересное, игровое. В информацию об образовательной деятельности включаю магнитофонную запись ответов детей, их высказывания, мнения. С интересом относятся они к буклетам, где стараюсь в красочной форме представить нашу образовательную деятельность, успехи детей, рекомендации. Вместе с родителями находим ответы на волнующие вопросы, обсуждаем педагогические ситуации, уточняем, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку.

     Собрание в такой форме сближает педагога и родителей, приближает семью к дошкольному учреждению, помогает определить оптимальные пути воздействия на ребенка в воспитательном процессе. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. В конце года на родительском собрании вместе с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами самых активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая, дорогая награда за сотрудничество и творчество.

     Для организации дней открытых дверей тоже нужно привлекать родителей. Они охотно помогают осуществлять дежурство, следят за определенным порядком. В этот день красочные приглашения получают все родители.  Особое внимание мы обращаем на то, как в группе осуществляется забота о здоровье детей, ведь многие наши дети имеют вторую группу здоровья. После проведения ООД проводим небольшую беседу за круглым столом, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации, высказывают свои пожелания.

     Наряду с традиционными формами работы в группе можно предложить проведение родительских конференций, задача которых  - пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Подготовка должна быть серьезной, необходимо продумать все детали, начиная от оформления групповой комнаты, чтобы можно было удобно сидеть и записывать. Заранее договариваюсь о выступлениях, консультации врача, педагога, логопеда, готовлю тематическую выставку совместно с родителями. В выступлении педагога ДОУ следует рассказать, как важно родителям участвовать в воспитании ребенка, какую большую ответственность несет семья перед обществом. Обязательно подготовить записи деятельности детей. Такие встречи с родителями полезны тем, что родители рассказывают о своих успехах в воспитании, не скрывая, говорят о неудачах. Слушают мнения и советы специалистов, находят поддержку и понимание, ведь трудные вопросы воспитания легче разрешаются сообща.

     Удачной формой работы с родителями является информационная корзина, в которую каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания. На основании этих записей я корректирую свою работу, делаю выводы, продумываю тематику последующих встреч.

     Родителям очень нравятся фотомонтажи (например: «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»).  Их можно чередовать с выставками рисунков и поделок на различные темы, которые зачастую предлагают сами дети и родители. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

     Постепенно родители становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

     Досуговое направление  -  самое привлекательное,  полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Это и тематические и традиционные праздники, различные развлечения, спортивные досуги, вернисажи.

      Для привлечения родителей к совместной деятельности использую современные формы работы с семьей, которые укрепляют авторитет дошкольного  учреждения, формируют социальную активность родителей, приближают семью к заботам образовательного учреждения.

      И самая эффективная технология, которая решает эти проблемы, является технология проектирования. Внедрение технологии проектирования в практику предоставляет мне уникальную возможность гуманизировать обучение и воспитание дошкольника, реализовать идею самоценности личности ребенка. 

Реализовали вместе с родителями самые различные проекты: «Родословная семьи», «Бабушкин сундучок», «Здравствуй, малыш!», «Вместе весело шагать!».

     Самой эффективной формой взаимодействия педагогов, детей и родителей  зарекомендовала себя семейная гостиная. Это творческое объединение нескольких семей и педагогов на базе дошкольного учреждения в целях взаимообогащения всех его участников, дальнейшего развития воспитательного потенциала семьи. Цель: объединить усилие ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка, предоставить родителям возможность общаться друг с другом, эмоционально сблизить родителей и детей, приобщать к совместной деятельности.

     Семейная гостиная открывает свои двери один раз в месяц: дети вместе с родителями собираются в уютном музыкальном зале после дневного сна. Им вместе предстоит участвовать в интересном творческом деле. Чтобы оно состоялось, могут принять участие 6-8 детско-родительских пар. Как правило, все желающие хотя бы один раз в год могут принять участие в семейной гостиной, но есть и стабильное ядро – члены 4-5 семей, являющиеся ее постоянными посетителями. Встречи в семейной гостиной способствуют образованию у родителей другой, необходимой точки зрения на взаимоотношения с детьми. В совместной творческой деятельности они как бы заново открывают для себя своих детей, познают их внутренний мир, в результате взаимоотношения с детьми становятся более теплыми, дружескими, терпимыми.

     Приведу несколько примеров занятий совместной творческой деятельности в семейной гостиной. Назвали первое занятие - »Волшебная страна семья». Цель: развивать фантазию; способствовать эмоциональному сближению детей и родителей; совершенствовать умения откровенно выражать свои чувства.

     Все получают необходимые материалы, звучит тихая, спокойная музыка.

Участникам было предложено придумать Волшебную страну, которая бы по всем критериям соответствовала представлениям детей и взрослых данной семьи о счастливом месте, нарисовать ее или создать в технике коллажа.

     После того, как участники гостиной выполнят задание, педагог разыгрывает с ними этюд «Дружная семья». Присутствующие садятся на стулья, расставленные по кругу. Каждый занимается каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то шьет или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают. Участники должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные. Этюд сопровождается спокойной музыкой. После этого можно обсудить результат – кто из участников что изобразил на своем листе.

     Или, например, занятие «Уронило солнце лучик золотой». Цель: развивать воображение и способности к разработке замысла и реализации; воспитывать умения чувствовать состояние других людей, сопереживать им.

     Педагог предлагает детям и родителям нарисовать доброе, лучистое солнышко своими ладошками, используя яркую, желтую гуашь, недостающие лучики дорисовать пальцами.

     Затем педагог приглашает участников гостиной поиграть в игру «Тень». Каждой детско-родительской паре предстоит пройти по дорожке. Взрослый идет впереди, ребенок на 2-3 шага сзади. Он – «тень» взрослого, которая повторяет все его действия. А взрослый то сорвет цветок, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки, то полетит, как птица и т.д. На обратном пути взрослый и ребенок меняются ролями («тенью» теперь становится взрослый). В ходе игры звучит красивая спокойная музыка.

     Семейная гостиная конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями  в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Мой опыт показывает: в процессе сотрудничества в гостиной устанавливаются тесные взаимоотношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. А для взрослых такая форма партнерства – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Встречи в гостиной способствуют развитию адекватного восприятия действий ребенка, дают опыт совместных переживаний, способствуют осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяют характер поведения, намерений, действий. Постепенно родители, участники семейной гостиной, начинают больше интересоваться увлечениями ребенка, переходят от «проживания» рядом с ним к новому мироощущению – «быть вместе» с ребенком.

Семейная гостиная помогает преодолевать трудности в сближении родителей с собственным ребенком.

      В противовес сугубо вербальной информации, традиционно составляющей основную нагрузку содержания встречи с родительской аудиторией, более эффективным компонентом становится практическое действие с игровым заданием и игровым образом. Успешной работе дошкольного учреждения по повышению психолого-педагогической компетентности родителей способствует использование модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на идее партнерства; реализация системы активного вовлечения родителей в педагогический процесс.

      В настоящее время политика государства в сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи как института социализации. В этой связи перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к организации взаимодействия детского образовательного учреждения с семьями своих воспитанников. Поэтому в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, как уже было отмечено выше, лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

             Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

      Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Установление контакта между ДОУ и семьей – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.