Физкультурно-оздоровительная программа для работы с часто болеющими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем «Правильное дыхание с детства» МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №583.

Давыдова Елена Александровна

"ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ С ДЕТСТВА"

     Функция дыхания – важнейший биологический процесс и одновременно это единственная  жизненно важная функция  организма, допускающая в достаточно широких пределах волевое вмешательство.  Благодаря высокой степени обучаемости дыхательной системы  произвольная регуляция доступна уже с дошкольного возраста. 

          Болезни органов дыхания можно предупреждать профилактическими мероприятиями, путём поддержки функций организма и его возможностей через закаливающие  процедуры, физическое воспитание и лечебные немедикаментозные методы.

           К таким методам можно отнести дыхательную гимнастику. Для ослабленного детского организма правильное дыхание, способствующее развитию  и  укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления.                Для  формирования  правильного  дыхания   особенно полезны упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности лёгких.  Следует учитывать, что их действие будет эффективно в том случае, если их будут применять на фоне упражнений с общим воздействием.

         Мышечная система и органы дыхания всегда находятся в определённом соотношении между собой. Установлено, что кора головного мозга при мышечной работе оказывает не только пусковое, но и корригирующее влияние, обеспечивая адекватную данной работе лёгочную вентиляцию, кровоснабжение лёгких, темп и ритм дыхания. При этом устанавливается условно-рефлекторная связь между привычными видами мышечной деятельности и дыханием. В детском возрасте эти отношения устанавливаются быстрее, что открывает большие возможности перед применением специальных дыхательных упражнений для общей тренировки организма и для развития дыхательной мускулатуры у детей.

                Дыхательные  упражнения просто необходимы детям, довольно часто  болеющим  простудными  заболеваниями,  бронхитами, выздоравливающим  после  воспаления  лёгких,  детям,  страдающим бронхиальной  астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет  любое лечение  (медикаментозное,  гомеопатическое,  физиотерапевтическое), развивает  ещё  несовершенную  дыхательную  систему  ребёнка,  укрепляет защитные  силы  организма.

 

               В  оздоровительной работе, проводимой в ДОУ, уделяется особое внимание: 

-  дыхательной и звуковой гимнастике после сна;

-  дыхательным упражнениям на свежем воздухе;

- закаливающему дыханию по методике А.Уманской и К.Динейки;

- сочетанию элементов дыхательной и звуковой гимнастики;

- беговым  упражнениям для  тренировки  и  совершенствования  общей   выносливости   -  наиболее  ценного оздоровительного качества; 

-  тренировке силы вдоха и выдоха с помощью спортивных, музыкальных и  игровых тренажёров дыхательной мускулатуры (воздушных шариков, резинового пояса, детских духовых инструментов, стрельбы из воздушных трубочек, раскачиванию подвесных предметов различной тяжести, сдуванию шаров с места по лабиринтам, поддуванию «чубчиков», выдуванию различных предметов из чашек, задуванию  шариков  в  лунки через трубочки различного диаметра, озвученных выдохов).

         Дважды в год для выздоравливающих детей предлагается уникальная оздоровительная процедура – посещение спелеокамеры . Спокойные вдохи и выдохи, брюшно-носовое дыхание, рисование дыханием в воздухе воображаемых фигур. Сочетание упражнений дыхательной и звуковой гимнастики, проводимое в целебном микроклимате «дышащего» камня сильвинита, способствует закреплению оздоровительного эффекта.

          Во время оздоровительного сеанса в спелеокамере детям предлагаются:

- пальчиковая  гимнастика;

- звуковая  гимнастика; 

- самомассаж; 

- дыхательная  гимнастика;

- «носовая  гимнастика»;

- обучение «правильному дыханию».

 Ребёнок обучается носовому дыханию, которое способствует профилактике насморка и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно  раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции активности  кровотока головного мозга.        Ребёнку предлагается медленно вдыхать и ещё медленнее выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в полтора-два раза дольше.

             При дыхании же через рот холодный воздух может вызвать переохлаждение слизистой носоглотки (миндалин), их заболевание и, кроме того, в организм могут проникнуть болезнетворные бактерии.

              Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития. Хорошие результаты даёт применение   схемы « звук – дыхание – образ – движение – среда обитания». Упражнения подразделяются на три фазы:

  - первая фаза это ВЫДОХ, поэтому все упражнения  начинаются  с выдоха и ему  уделяется особое внимание: « ку-ка-ре-ку», «м-м-м», «ч-ч-ч», «ш-ш-ш» и так далее;

 - второй важной  фазой дыхания является ПАУЗА, требования к которой индивидуальны, зависят от состояния организма ребёнка  (физического и эмоционального).

- третья фаза – ВДОХ (возврат ритма дыхания, который должен быть естественным, непринуждённым и только через нос.

           Дыхательные упражнения применяются в многочисленных игровых ситуациях, при чтении стихов, исполнении танцев и песен в музыкальном сопровождении. Это вырабатывает у детей старшего дошкольного возраста способность к ритмическому дыханию в сочетании с физическими и эмоциональными нагрузками на организм и не позволяет в различных ситуациях задерживать дыхание, нарушая его ритм.

    Специально разработанные комплексы дыхательных упражнений по методикам различных авторов включены во все режимные моменты деятельности ДОУ.

          Очень полезно развивать дыхательную систему игровым методом: надувать воздушные шары, пускать мыльные пузыри, дуть на плавающие игрушки (шарики, бумажные лодочки), дуть на вертушки, нюхать цветы, гасить пламя свечи, дуть на горячий чай, рисовать через трубочку, при помощи  дыхания,  играть на игрушечных музыкальных инструментах (дудочки, губные гармошки и т.д.).      

Разнообразное физкультурное оборудование и пособия являются составной частью общей предметно-игровой среды нашего детского сада.

Для  разных видов образовательной деятельности  по физической культуре и самостоятельной  двигательной  деятельности  детей  в  ДОУ  приобретены тренажёры  разного  типа: простейшие и сложного устройства. Они являются надёжным   средством    профилактики   гиподинамии   и   тренировки различных   групп   мышц:

ü Детский эспандер. Кистевой эспандер предназначен для укрепления мышц кистей рук , например,  ребёнок сжимает кольцо, делает наклон вперёд и прокатывает его. При выполнении упражнений для брюшного пресса в положении сидя и лёжа ребёнок зажимает кольцо между ступнями.

ü Диск «Здоровье». Способствует развитию координации движений, укрепляет мышцы туловища и ног.

ü Дорожка «Колибри».  Предназначена  для укрепления мышц стоп, ног, развития быстроты движений. На ней полезно бегать босиком (массаж стоп благотворно влияет на общее состояние организма ребёнка).

ü «Велосипед». Велотренажёр, способствующий развитию общей выносливости, укреплению мышц ног.

ü Гимнастическая скамья. Укрепляет мышцы живота.

ü Гимнастический ролик. Способствует развитию и укреплению мышц

 плечевого пояса, спины, брюшного пресса, развитию координации.

ü  Фитболы - укрепление  мышечного  корсета и выработка  навыка  правильной  осанки.

 

     Все вышеперечисленные тренажёры имеют своё специфическое назначение и позволяют ребёнку овладеть сложным комплексом упражнений, способствующих развитию силы, скоростно-силовых и скоростных качеств, а также выносливости.

                В ДОУ созданы  и  используются  игровые  тренажёры  для развития дыхательной мускулатуры и улучшения вентиляционной способности лёгких у детей старшего дошкольного возраста.