Экологический проект "Обитатели Утриша глазами дошкольника"

Аведян Рузанна Ашотовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 «Колобок»

Экологический проект

«Обитатели Утриша глазами дошкольника»

Автор: Аведян Рузанна Ашотовна

                    Возраст детей: старший дошкольный возраст

2013-2014 год

Вид проекта:  познавательно - творческий, краткосрочный, групповой.

Цель:

- создание условий для формирования экологического сознания детей с целью установления  режима благоприятствования работе заповедника.

 -становление у детей представлений о растениях, насекомых, животных и их детёнышей, как неотъемлемой части природы.

-формирование осознанно - правильного отношения к природе через непосредственное общение с природными явлениями и объектами родного края.

Задачи:

  • Развитие чувственного восприятия детей.
  • Развитие эмоционального отношения к природе, эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.
  • Формирование знаний об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования животных организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ.
  • Формирование на основе полученных знаний понимания конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильной оценки и адекватного реагирования.
  • Поддержка и поощрение самостоятельной деятельности детей, наполненной экологическим содержанием: наблюдения, проведения опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
  • Развитие познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.

·        Расширять представления детей о растениях и животных (домашних, диких и об их детенышах, особенностями их поведения и питания).

·        Учить отличать и называть по внешнему виду: 

·        Дать представления о понятии Заповедник, познакомить с Утришом.

·        Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

·        Знакомить с правилами поведения в природе.

Формы реализации:

- Беседа с детьми.

-Рассматривание картинок, муляжей, чучел.

-Игра (д/и, подвижная и малоподвижная).

-Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок.

-Работа с родителями:

ü совместные работы с детьми;

ü консультация для родителей;

ü  беседы;

ü обогащение предметно-развивающей среды.

Ожидаемые результат:

Приблизить  детей и родителей к проблеме  исчезающих видов животных и растений Краснодарского края, повышения общей экологической культуры детей и родителей, а также активизировать совместную деятельность детского сада и семьи.

Срок реализации проекта: 2 месяца.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

                   Экологический проект

«Обитатели Утриша глазами дошкольника».

 

Подготовительный этап

 

Беседа

 

 «Растения и животные юга России»;

«Природа и мы»;

 «Кто охраняет окружающую среду»;

 «Животный мир заповедника Утриша»;

«Правила поведения в лесу».

 

 

Экскурсии

Викторины

 

«Прогулки по весеннему лесу»; «Зимняя сказка»;

«Знатоки природы родного края»; «Сохрани природу»; «День птиц».

 

Основной этап

Подготовка макета

 

 

Подготовка к выполнению макета.

- Изучение литературы для определения обитателей Утриша.

- Подготовка материала для изготовления макета.

- Привлечения детей и родителей к созданию макета

 

 

Работа с родителями

 

Родительское собрание «Задачи экологического воспитания»

Беседа "Воспитание доброты к природе".

"Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье"

"Лесные уроки вежливости"

 

 

Художественная литература

 

А.С. Пушкина,

 Ф. Тютчева,

Ф. Фета,

Н. Некрасова, и т.д.

 

 

Художественное творчество детей

 

Рисование «Как себя надо вести в лесу», «Я люблю диких животных»;

 Аппликация «Семейный логотип»;

 Лепка «Полюбившееся тебе животное»

 

Заключенный  этап

Сценарий организации детей по экологии в подготовительной к школе группе.

 

«Прогулка по заповеднику Утриш».

 Познакомить детей с обитателями  Утришского заповедника; объяснять назначение заповедников;  рассказать о животных и растениях Краснодарского края; формировать у детей элементы экологического сознания, понимание, что для сохранения природы ее нужно охранять; воспитывать уважительное, бережное отношение к природе;  развивать любознательность, эстетическое восприятие мира.

Сценарий организации детей по экологии в подготовительной к школе группе.

Тема:  «Прогулка по заповеднику Утриш».

Цель:  познакомить детей с обитателями  Утришского заповедника; объяснять назначение заповедников; рассказать о животных и растениях Краснодарского края; формировать у детей элементы экологического сознания, понимание, что для сохранения природы ее нужно охранять; воспитывать уважительное, бережное отношение к природе;  развивать любознательность, эстетическое восприятие мира;

Задачи: «Познание»:- закрепление умения освоения действий использования и построения: модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в природной зоне, схемы внешнего вида животных и растений, обитающих в различных условиях; - развитие экологических представлений (забота человека о растения и животных).

«Коммуникация»: - развивать свободное общение с взрослыми и детьми;

- обогащать словарный запас;

«Социализация»:- развитие игровой деятельности детей; - творческое применение усвоенных детьми средств в воображаемых ситуациях;

- приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; - воспитание бережного отношения к природе, умение ответственно ухаживать за растениями и животными. - помогать детям видеть красоту и мощь природы, богатство её форм, красок и запахов.

«Музыка».

Материал: проектор, экран, презентация по теме НОД «Заповедник Утриш»  макет, картинки, карточки с описанием каждого животного, звуки леса.

Раздаточный материал: Конверты с карточками  правил поведения в лесу.

Словарная работа: объяснение слова «заповедник».

Звучит тихая музыка «Шум леса»

Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня я вас приглашаю совершить путешествие по нашему удивительному и прекрасному заповеднику Утриш,  который находится на побережье Черного моря.  Путешествие наше будет необычным. Мы пройдем туристическим маршрутом по всему заповеднику и познакомимся с его обитателями.

 

Презентация «Заповедник Утриш»  с животными и загадками.

Воспитатель:

 Я вам расскажу немного  о значении заповедника.  Заповедник — одна из категорий особо охраняемых природных территорий исключительно федерального значения, полностью изъятая из хозяйственного использования в целях сохранения природных процессов и явлений, редких и уникальных природных систем, видов растений и животных.  А вы знаете,  что у нас в Краснодарском крае  тоже есть заповедник и называется он - Утриш. В этом заповеднике есть растения и животные которые находятся под угрозой исчезновения и они занесены в красную книгу.  Давайте познакомимся поближе с его обитателями заповеднике УТРИШ. Я буду загадывать вам загадки, а  вы постарайтесь их отгадать. 

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы отвечали правильно на мои загадки. Давайте с вами отправимся в путешествие по Утришу.  Но прежде чем нам отправляться в это путешествие по заповеднику я хочу узнать, а знаете ли вы, как надо вести  себя на природе что бы ей не навредить. Давайте поиграем.

 

Игра: Что такое хорошо? Что такое плохо?

Воспитатель:

У вас на столах лежат картинки с тем как ведут себя люди на природе. Посмотрите на картинки и подумайте, как правильно себя вести  в лесу, чтобы не навредить обитателям леса. Выберем картинки с теми правилами как мы будем себя вести в лесу.  Теперь мы с вами действительно готовы  отправиться в путешествие по заповеднику. ( заготовка картинок)  А сейчас «ребята»  давайте с вами немного отвлечемся,  а поможет нам в этом…

Физминутка:

 - У оленя дом большой. –показывают руками над головой крышу дома.

-Он глядит в свое окно.- показываем руками перед собой квадратное окно.

-Заяц по лесу бежит.- изображаем бег на месте.

- В дверь к нему стучит. -  изображаем стук кулаком в дверь.

- Тук- тук! – стучит правой ногой в пол.

-Там в лесу…-показывает большим пальцем за плечо.

-Охотник злой! –изображает руками ружье.

-Быстро двери открывай,- показывает рукой приглашение в дом.  

- Лапу мне давай! –выставляем руку вперед ладонью наружу.

Звучит мелодия леса

Воспитатель:

Ребята, а сейчас мы отправимся с вами в увлекательное путешествие  по нашем заповедным местам.   Для путешествия нам понадобится специальное снаряжение: фигурка человечка, карточки с описанием каждого животного, макет Утриша. А как вести себя в лесу вы уже знаете. Условие игры пройти туристическим маршрутом и познакомиться поближе с растениями и  обитателями заповедника.

Игра « Юный путешественник»   с (Макетом).

         Начинаем наше путешествие.  (карточки заготовки с животными и их описанием)

Воспитатель:

Молодцы ребята вы справились с  заданием. Но  наше путешествие по заповеднику Утриш  подошло к концу. Вы сегодня узнали очень много нового о нашем заповеднике. А сейчас я  проверю кто из вас был самым внимательным в нашем путешествии.  

Игра: «Вопрос,  ответ.?»

-Понравилось вам путешествие по заповеднику Утриш? (ответ детей)

-Так  что же такое заповедник? (ответ детей)

-Какие обитатели живут в заповеднике? (ответ детей)

-Какие животные  и растения  Утриша занесены в «Красную книгу»? (ответ детей)

 -Для чего он нужен? (высказывания детей)

-С каким настроением вы вернулись из туристического путешествие? (ответ детей)

Воспитатель: На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькие подарки это карточки с информацией о животных УТРИШСКОГО ЗАПОВЕДНИКА.