Консультация для воспитателей. Игра как средство экологической культуры детей.

Аведян Рузанна Ашотовна

МБДОУ д/с №17 «Колобок»

          воспитатель:  Аведян Рузанна Ашотовна

           Консультация для воспитателей. 

        Игра как средство воспитания экологической культунры детей.

 

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.
                                                                                                             Я. Корчак

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.                                                                   В.А. Сухомлинский

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребёнок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учёта специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребёнка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определённым правилам.

Игра - основной вид деятельности детей  дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность.   

         Экологическое  образование дошкольников актуально  в  современном мире.  Мною выделена необходимость в максимальном  использовании дошкольного периода в воспитании у детей осознанно правильного отношения к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их учетом.

Целью экологического воспитания   создание условий для развития детской игры через приобщение к экологической культуре посредством практико-ориентированной  деятельности.

Задачи:

Ø Выявить индивидуальные потребности детей в игровой деятельности.

Ø Систематизировать детскую игру через разнообразные формы и методы работы с детьми.

Ø Интегрировать средствами игровой деятельности экологические знания об окружающем мире.

Ø Создать условия для воспитания экологической культуры детей.

Обучение  детей через проблему и выявление противоречия заключается в следующем.  Проблемой является  сохранение природы  и приумножение её богатств. Из проблемы вытекает противоречие:  с  одной стороны мы стараемся и узнаём всё о природе и использовании природных ресурсов для человека,  а  с другой стороны мы не достаточно сохраняем природу для будущего поколения.  Мы обсуждаем эту проблему с детьми, советуемся как правильно поступить, задаем цель для себя и решаем проблему вместе с детьми.   Тем самым мы даем детям сделать свой выбор по определенной проблеме, и наставляем на истинный путь по сбережению нашей природы.

Также  в наш опыт работы входят и различные  игровые моделирования – это плоское моделирование и объемное. Плоское представляет собой различные работы на песке, бумаге, на мелкой гальке, Работа с различным природным материалом,  и,  соответственно,  объемное моделирование,  в которое входит как различные  театры,  так и макеты,  разработанные  вместе с родителями наших воспитанников. Это экологические макеты и проекты,   которые позволяют еще лучше донести до детей ценность  и уникальность нашей природы. 

  В игры включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры  (различное лото, разрезные картинки).  При проведении различных занятий по экологическому воспитанию мною использовались дидактические, настольно-печатные игры:

·        творческие,  которые создают сами дети (режиссерские, игры –драматизации,  театрализованные, сюжетно-ролевые);

·        игры с правилами, игры которые предлагают взрослые (дидактические, подвижные игры на свежем воздухе).

Экологические знания дети получают   не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой, игровой и исследовательской деятельности.

В процессе работы нами  были замечены следующие изменения:
- дети расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно - следственные связи в природе;
-  у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.
   Дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.
          В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностях и проявлениях,  участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, понимать важность охраны природы, осознанно  выполнять нормы поведения в природе.