Семья и книга.

Веселовская Ирина Михайловна

Жизнь семьи сложна и многогранна. Как в любом коллективе, в ней есть и свои организующие центры, и трудности  разного рода, и общие интересы, и успехи, и неудачи. Но семья – это совершенно особый коллектив, отличающийся от  всех других. Ни один коллектив не может похвастаться таким разноликим составом. Рядом с седым старцем здесь начинает свою жизнь младенец, домашняя хозяйка беседует с ученым, школьник ведет за руку малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_kniga.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и книга.

Жизнь семьи сложна и многогранна. Как в любом коллективе, в ней есть и свои организующие центры, и трудности  разного рода, и общие интересы, и успехи, и неудачи. Но семья – это совершенно особый коллектив, отличающийся от  всех других. Ни один коллектив не может похвастаться таким разноликим составом. Рядом с седым старцем здесь начинает свою жизнь младенец, домашняя хозяйка беседует с ученым, школьник ведет за руку малыша.

Что объединяет всех этих людей, таких неодинаковых по возрасту и темпераменту, живущих за границами семьи такой разной жизнью?!

Их объединяет великая сила – родственные чувства. Именно чувства, сердечная привязанность, чудо любви человека к человеку.  Духовные родственные связи – это не только голос родной крови, хотя наследственность играет большую роль в их возникновении. Это чувства, воспитанные в совместной жизни, рожденные общими интересами, внутренней потребностью каждого.

Сложность  и многогранность семейной жизни заключается в выработке единых моральных основ, в создании благородных традиций, в развитии высоких духовных побуждений, в преклонении перед  подлинными идеалами человечества. То есть речь идет о самом сложном - о воспитании культуры чувства.

Родственные чувства, пройдя через великую школу воспитания в семье, становятся чудесным сплавом, который соединяет всех членов семьи – разных возрастов, разных профессий, разных способностей – в дружный коллектив. Именно общая духовная жизнь, основанная на благородных идеалах, способна обогатить каждого члена семьи – и маленького и большого.

«Так! На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей «человеками»; обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства… Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Из этого видно, как важен, велик и священ сан воспитателя: в  его руках участь целой жизни человека». Это рассуждение принадлежит В.Г.Белинскому. Его призыв, обращенный к родителям, - «Сделать детей человеками» - до сих пор имеет глубокий смысл.

В процессе воспитания человека, в развитии его духовного богатства большая роль принадлежит книге.

Книга может быть той пищей для ума и сердца, которая дает силу для нравственного созревания человека. Она умеет объединять людей разного возраста. Над ее страницами способны задумываться, смеяться и плакать юность, зрелость и старость. Особенно сильно влияние литературы на детей и тех ,кто умеет читать, и тех, кто пока еще только слушает чтение. Так книга становится частью большого дела - семейного воспитания.

Семья как коллектив, объединенный общностью духовных интересов, - превосходная среда для жизни книги.

Жизнь книги в семье, как все живое, начинается с ее появления. Казалось бы, такое простое и обыденное дело – покупка книги, появление ее в доме. Но уже оно может стать праздником в семье, где любят книгу, дорожат ею. Культ книги, пожалуй, самый безопасный и самый красивый из всех культов на земле.

Острый и переимчивый взгляд ребенка фиксирует все обычаи семьи, подмечает все особенности ее быта. Неизгладимо врезывается в душу картина домашней жизни, а свежая память наполняется живыми примерами, которым будет следовать растущий человек. Ни одна мелочь, ни одна деталь не ускользнет от пытливого внимания ребенка, все занесет он – подчас независимо от своего желания и воли – на страницы удивительной летописи, которая зовется детством. И чем больше места будет уделено в ней общению с книгой, тем лучше. Лучше для самого ребенка.

В мемуарах многих знаменитых людей – ученых, писателей, художников, политических деятелей – можно встретить мысли о том, что в детстве происходит очень важное дело: создается вполне определенная программа будущей жизни. Причем чертит ее ребенок сам, опираясь на опыт семьи, в которой он растет. В этой программе почетное место занимает книга.

Чтение в кругу семьи, за круглым столом, сидя на низенькой скамеечке, прислонясь к дедушкиному колену, или у заснеженного окна при тусклом свете догорающего заката, - сколько страниц воспоминаний посвящено этому!

Семья собиралась вместе, от мала до велика. Произведение, которое читается вслух, иногда большинству членов ее известно чуть ли не наизусть. Читает или признанный в семейно коллективе лучший чтец, или все по очереди. Чтение прерывается отдельными репликами, восклицаниями, наиболее экспансивных слушателей, вопросами и различными замечаниями.

В беседах и  спорах над прочитанной книгой оттачиваются мысли, проясняются чувства, вырабатывается единая эстетическая платформа.

Картина домашнего чтения одушевлена обычно присутствием и влиянием какого-то обаятельного, умного человека, одного из членов семьи, старшего брата, дяди, бабушки. Чаще всего – отца или матери. Проходят долгие годы, а в памяти сохраняются эти одухотворенные лица, склонившиеся над книгой, глаза, блеснувшие слезой восторга перед истинным произведением искусства. Минуты общего знакомства с литературой становятся минутами духовной близости разных поколений семьи. Домашним теплом веет от таких, например, строк В.П.Катаева:

«Я вспоминаю свою мать с дорогим смуглым, немного раскосым лицом и карими полтавскими глазами, которая, баюкая меня, напевала над моей колыбелью чудесные незабываемые песни великого украинца Шевченко.

Я помню, как мой отец, блестя выступившими у него на глазах слезами восхищения, читал  нам, мне и Маше, своим вятским говорком пушкинскую «Полтаву» с ее нечеловечески прекрасной ночью, и как они вместе под керосиновой лампой хохотали и нежно улыбались над раскрытым «Гоголем».

Приобщение к подлинному искусству через родных и близких имеет, по-видимому, особый психологический эффект: ребенок воспринимает его ярче и проще. Выражение лица, улыбка, мимолетный взгляд, выразительный жест, сопровождающие чтение, дополняют написанное, помогают постичь сокровенный смысл услышанного.

Если родители не в состоянии принимать участие в качестве чтецов, они могут быть консультантами, толкователями текста, наконец, вдохновителями семейного чтения.

Семья, тот разноликий коллектив, в котором происходит чтение, обладает большой  воспитательной силой: здесь старшие учат младших, а младшие обогащают старших своими эмоциями. Только семья может дать этот педагогический эффект. Разный возраст и разный житейский опыт, разные темпераменты и разный пол, разные способности и наклонности объединяются во время процесса слушания. Происходи заметное взаимное обогащение всех членов семьи.

Чтение и должно быть праздником ума и сердца. Это занятие никогда не станет старомодным, несмотря на современные средства информации – радио, телевидение, театр, кино, интернет. Ничто не может заменить этой давней и непритязательной формы знакомства с литературным произведением. Текст, звучащий впервые из уст родного человека, раскрывает перед ребенком свои нравственные и художественные глубины. А главное – он озаряет новым неожиданным светом  привычные фигуры родных людей. Вместе с книгой входит в мир ребенка и новое знание окружающего его человеческого общества.

Характерно, что во всех мемуарах подчеркивается не познавательная сторона знакомства с книгой в семье, а нравственная и эстетическая. Авторы воспоминаний,  прежде всего, указывают на художественное впечатление от чтения, на воздействие на сердце, а не на разум. Это, конечно, не исключает влияния на умственное развитие ребенка. Чтение несет содержание, а с ним и новые знания о реальной действительности. И все же память сохраняет именно сердечное волнение, быструю смену настроений, связанные с впечатлением от прочитанного. Перед глазами взрослого человека встают яркие картины детства, будто все это было совсем недавно.

Неизгладимое впечатление на малыша производит чтение кем-нибудь из родных художественного произведения наизусть. Уже то, что взрослый человек или старший брат произносит с большим или меньшим умением литературный текст, не имея перед собой книгу, - поражает маленького слушателя. Наизусть обычно читается то, что особенно любимо, что выучено для себя, а потому такое чтение звучит искренне и вдохновенно.

Многие писатели и поэты, вспоминая свое детство, с трогательной нежностью пишут о первой встрече с литературой в обстановке чтения в семье вслух любимых произведений.

Чем больше дети читают и слушают литературные произведения, тем легче и с большей выдумкой создают они сами веселые и серьезные сказки, спектакли, рисунки. И пусть иногда произведения детей наивны и подражательны, в них проявляются склонности и литературные интересы детей, проба их творческих сил.

Конечно, общие литературные интересы – это не панацея от всех семейных неурядиц и бед. Конечно, книга не может одна совершить чудо – сделать отцов и детей по-настоящему близкими и родными людьми. И все же роль книги в семье чрезвычайно благотворна.


 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Очень мало стали читать. Родителям некогда, дети в компьютере и телевизоре. Нужно читать.