легко ли поставить ребёнку правильную речь?

Мандрыгина Ирина Минихатовна

«Терпение и творчество, упорство и победа -                        
                                               Вот главные этапы в работе логопеда…» 

 

Узнав, что я работаю логопедом, многие, усмехаясь , вспоминают Ролана Быкова в роли чудака, исправляющего «фифекты ечи» и «фикции».
Я улыбаюсь им в ответ, так как   точно знаю, что   не похожу  на этого киногероя, а постановка звуков – не такая уж и лёгкая задача,особенно, если перед тобой ребёнок с тяжёлым нарушением речи.
Так над чем  же я  ещё  работаю ? И легко ли это – поставить ребёнку правильную речь? Об этом вы узнаете, прочитав отрывки  из моего дневника «Победы и достижения».

                          История 1«Как мы с Мишей подружились».

« 1-е сентября : захожу в старшую группу. Здороваюсь с ребятами,окидывая их беглым взглядом. Внимание привлекает одиноко стоящий мальчик,  настороженно смотрящий изподлобья. Пытаюсь с ним заговорить, но ребёнок  прячется за спину няни. Знакомство не состоялось…»

«3 –е сентября: начала обследовать детей старшей группы. Миша Ч. Так и не согласился смотреть со мной картинки. Мальчик отказывается идти на контакт, значит надо начать с наблюдения за ним в группе, приучить к своему присутствию, войти к нему в доверие.»

«15-е сентября: контакт ещё не налажен, но Миша наблюдает  за мной.

Я демонстративно играю с Ваней и Викой  в лото. Мы смеёмся и шутим. Мальчик, глядя на нас, улыбается, но играть с нами не соглашается.»

«27- сентября: Миша согласился посмотреть с Ваней и со мной книжку. Пока молча, но всё - таки! Затем по моей просьбе принёс игрушки .Ура! Я вошла к нему в доверие!»

«8-го октября: Миша согласился пойти со мной и Катей в кабинет. Мальчика привлекли разноцветные колючие шарики, с помощью которых он с удовольствием делал массаж кистей рук ( «Су – Джок терапия»). Затем  Миша робко и неуверенно пытался повторить за Катей «зарядку для язычка». В группе  похвалила его перед всеми  за старание. Мальчик был очень доволен.»

20-октября: Миша смело один  пошёл на занятие, самостоятельно стал выполнять массаж кистей рук используя пружинки. Затем  старательно выполнил  все мои  указания!  Теперь мы с Мишей друзья, а значит  все  у  нас получится! ».

                        История 2  «Ещё одна победа!»

« 5декабря: Маша пришла на занятие обиженная. Интересуюсь:

 - Что  случилось?

-Опять не дали стишок,чтобы на празднике выступать!

- А ты очень  хочешь на празднике выступать?

- Да. Ведь там будет Дед Мороз!

- А давай я тебе дам стишок, но только ты должна будешь рассказать его очень-очень хорошо!  Тебе надо будет проговорить все звуки и все слова правильно. Ты согласна? Будешь стараться?

-Буду!

Сразу после занятия беседую с воспитательницей. Она обещает включить девочку в список выступающих, если та хорошо выучит стих и расскажет его громко и с выражением. Маша  радостная уходит играть».

«7декабря: подбираю Маше стишок без звука «р» и к нему  мнемосхему – для быстрого запоминания. Приглашаю для беседы маму. Объясняю  ей ситуацию, знакомлю  с работой по мнемосхеме.

Наши   задачи: выработать чёткое произношение каждого слова,

Выучить с Машей стишок,

Научить рассказывать его громко и с выражением.

Маша и мама ушли, настроенные на победу.»

«20декабря -  Маша демонстрирует стишок воспитательнице. Немного сбивается, но зато рассказывает громко и с выражением. Девочку записывают  в число выступающих.».

«26декабря - долгожданный утренник. Мы с Машиной мамой с волнением ждём её выступления. И девочка нас не подводит: рассказывает громко, чётко, с выражением. Молодец, Маша! Это  ещё одна твоя маленькая победа!»

                

                  История 3. «Бассейн» для пальчиков».

«20октября - уже почти месяц бьёмся над звуком «ш», но результат нулевой. У  Димы очень «непослушный» язычок, поэтому все упражнения даются мальчику с трудом и он  выполняет  их неохотно.

Срочно надо менять тактику!»

«22октября - приготовила «сухой бассейн» с сюрпризом .Сообщила об этом Диме, он заинтересовался. Поставила условие: справишься со всеми заданиями, которые тебе приготовил  «Лесовичок», путь к «бассейну» будет открыт!  Мальчик с желанием выполнил все задания. Сюрприз был найден!  Договорились, что на следующем занятии  наши пальчики опять будут 

« плавать в бассейне».

« 9ноября - шипящие звуки поставлены и свободно проговариваются в словах и предложениях. Теперь будем вводить их в речь. Ура «Сухому бассейну!»

Как приятно вместе радоваться таким маленьким  победам, из которых в итоге складывается успех всей работы!  Приятно слышать слова благодарности от родителей!

 

Профессия учителя-логопеда   замечательна тем, что на твоих глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей, становится богаче речь - средство выражения мыслей и чувств.

 Не страшно, что порою процесс работы над речью бывает длительным и непростым, зато впереди всегда ждет успех, и наши усилия не бывают  напрасными!

 Моя профессия многогранна и интересна.  Её выбирают люди творческие, бесконечно влюбленные в свое дело. 

                                      Я горжусь своей профессией!

 

 

Комментарии

Скибина Наталья Александровна

Ирина Минихатовна, приятно видеть специалиста, увлечённого своим делом. А вот у нас в школе нет логопеда, к сожалению. Проблем много.