Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.

Росликова Оксана Владимировна

Начиная с трехлетнего возраста, ребенок переходит в разряд дошкольников. Но присвоение такого «солидного» статуса не должно вводить в заблуждение родителей, стре­мящихся немедленно начать подготовку к школе и обре­меняющих детей утомительными занятиями по обучению счету, чтению и письму. При этом многие папы и мамы не учитывают того, что дошкольный возраст — это, прежде всего, возраст игры. Нередко можно услышать такие фразы: «Что ты все играешь? Занялся бы делом каким-нибудь». А ведь игра — это и есть самое важное дело малыша. Для ребенка это такой же естественный процесс, как прием пищи, питье, сон. У него нет иного способа познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения. Любая игра, будь то пересыпание песка или сборка сложного конструктора, подразумевает получение опреде­ленного опыта, необходимого ребенку для полноценного развития. В основе всех научных методик по воспитанию и развитию дошкольников лежит игровая педагогика. По заключению педагогов и психологов, именно игра дает ребенку возможность раскрыть в полной мере свой интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал, помогает в доступной форме освоить и осмыслить получаемую информацию. Взрослые должны помнить, что ребенка на данном возрастном этапе нельзя принудить к че­му-либо, заставить быть внимательным и усидчивым. Ма­лыш просто физически не способен на это — все системы его организма находятся на начальных стадиях своего раз­вития и не подчиняются жесткому волевому контролю. Но ребенка можно увлечь, заинтересовать и развить вышеупомянутые качества посредством создания игровых ситуаций. Занятия, проходящие в игровой форме, помогут развить у ребенка такие навыки, как ловкость, наблюдательность, образное мышление, память и многое другое. А насколько эффективно они будут проходить, зависит только от взрослого, взявшего на себя ответственность за воспитание малыша. Ведь дети, в силу своей неопытно­сти, не могут открыть все многообразие игры. Часто бывает так, что родители, наблюдая за ребенком во время его самостоятельной игровой деятельности, отмечают многократное повторение одних и тех же действий с одними и теми же предметами, примитивность сюжета, неумение использовать подручные средства, как орудие игры. Все это приводит к тому, что кроха быстро теряет интерес к своему занятию и с таким же успехом пытается освоить что-то другое. Задача родителей на данном этапе — помочь ребенку познать многогранный мир игры, открыть ему до­полнительные возможности обыденных предметов, заинтересовать неожиданными сюжетными линиями. Совместная игра укрепит доверительные отношения, позволит взрослому ненавязчиво развивать у ребенка те или иные качества, поможет без дополнительных нагрузок ввести его в учебный процесс

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕХ ЛЕТ

Начало четвертого года жизни — сложный период для малыша. На этом этапе впервые происходит осознание ребенком себя, как самостоятельной независимой лично­сти, «отдельной» от взрослых, что нередко приводит к внутреннему конфликту, проявляющемуся негативизмом, упрямством или даже протестом против принимающегося до недавнего времени уклада жизни. Продолжайте развитие мелкой моторики и координа­ции рук и пальцев. Как известно, от степени развитости этих навыков зависит речевое развитие малыша, что очень важно в младшем дошкольном возрасте. Ведь именно сей­час происходит становление основных речевых навыков - умение строить предложение, составлять связные рассказы, оформлять словами зрительные образы. Расширяйте кругозор ребенка посредством активного чтения книг. Знакомьте его с разными литературными жанрами, учите сопереживать литературным героям, выражать свое отно­шение к ним. Кроме того, чтение способствует пополне­нию словарного запаса малыша.

Нельзя пренебрегать и физическим развитием, организовывайте занятия таким образом, чтобы малоподвижные игры перемежались с физкультминутками, активной дея­тельностью на свежем воздухе в кругу сверстников. Для гармоничного развития ребенку требуется осознание соб­ственной роли в окружающем мире, чему как раз и способствует общение, совместные игры с другими детьми. Далее приведены игры, основной целью которых и является развитие всех оговоренных навыков и умений ребенка.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Угости кукол

Сложите в коробку бусинки трех цветов. Предложите ребенку разложить их по разным тарелочкам в виде угощения для кукол. Кукла Лена любит малину, значит, в ее тарелочку надо положить все красные бусинки. Кукле Оле - леденцы (желтые бусинки), а Кукле Наташе - синие бусинки - виноградинки. Учите перекладывать бусинки по одной штуке, покажите, как следует брать их тремя пальцами. После того, как работа будет завершена, пригласите кукол полакомиться.

Волшебная шкатулка

В шкатулку или коробку сложите пуговицы, катушки с нитками, игрушки и другие мелкие предметы. Попросите ребенка разобрать все вещи и разложить их по разным ко­робкам. При этом находитесь рядом с малышом и следите за тем, чтобы игровой материал не оказался во рту у крохи.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классификации.

Волшебные шнурки

Покажите ребенку, как из шнурков или веревки можно выкладывать контуры различных фигур и предметов. Пред­ложите малышу выложить домик, озеро, стол и т.п. Ис­пользуя разноцветные шнурки, можно закреплять полученные ранее знания о цветовой гамме. Попросите малыша выложить красный мяч, желтое солнце, зеленое яблоко,

В игре ребенок совершенствует цветовое восприятие, изучает форму предметов.

Яблоки созрели

Вырежьте из цветного картона дерево и несколько яблок. На ветви пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите ма­лышу пристегнуть яблоки к веткам. Из нескольких яблонь можно сделать сад. Во время сбора «урожая» (пуговицы расстегиваются) попросите ребенка собрать сначала красные, затем зеленые яблоки. Играя, малыш тренирует пальчики, развивает координацию рук и мелкую моторику, кроме того, осваивает навыки классифицирования предметов (в данном случае группирует яблоки по цвету).

Необычные рисунки

Ровным тонким слоем насыпьте на поднос манную крупу. Покажите, как на содержимом подноса пальцем можно чертить различные изображения. Предложите ма­лышу нарисовать домик, дерево и т.п. Игра способствует развитию воображения, художественных навыков, мелкой моторики.

Рисуем в воздухе

Очерчивайте пальцами в воздухе контуры различных предметов, побуждая ребенка повторять ваши действия. Начинать занятия можно с очерчивания простых геометрических фигур (круг, квадрат, овал), переходя в дальнейшем к более сложным очертаниям (фигурки животных, дома, волнистые линии). Попробуйте «рисовать» буквы и цифры, не забывая называть каждую из них.

Игры-шнуровки (по методике М. Монтессори)

Игры-шнуровки, разработанные итальянским педаго­гом Марией Монтессори, являются эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Кроме того, они помогают ребенку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие" категории, как «вверху - внизу», «справа - слева» Благодаря этим играм у малыша развивается глазомер, со­вершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания, готовно­сти руки к письму.

Вышей узор

На листе картона с помощью дырокола сделайте несколько отверстий. Предложите ребенку «вышить» узор разноцветными нитками, продетыми в толстую деревян­ную иглу, или шнурком.