Различные способы работы с детьми в песочной терапии

Моисеева Татьяна Александровна

При работе с песком дети не только строят картины, используя фигурки, но и просто взаимодействуют с песком. За этим процессом интересно наблюдать. Некоторые дети озвучивают свои ощущения, другие это делают молча. Терапевт при этом может испытывать различные контрпереносные чувства, которые могут подсказывать, что чувствует и в каком состоянии находится ребенок.

Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Они сгребают мокрый песок руками, пытаясь построить большую гору или башню, или вулкан, но не всегда это удается, так как вода просачивается с разных сторон, и песочная фигура растекается. Они пытаются удержать песок руками, наливают в кратер вылившуюся воду, но он переполнен и вода стекает сверху вниз, заполняя все вокруг. Можно думать о чувствах, которыми наполнен ребенок и которые он обычно сдерживает. Он уже не может удерживать их у себя внутри. У таких детей очень много запретов и дома, и в детском саду, и в школе. Им обычно нельзя плакать, кричать, бегать, прыгать, ломать игрушки, иметь собственные увлечения. Он должен быть очень послушным и никогда не расстраивать родителей. Ему вообще запрещено злиться. В таких семьях не принято повышать голос и никто не ссорится. Детям составляют очень жесткое расписание, и у них не остается свободного времени ни на отдых, ни на занятия тем, что приносит радость и удовольствие. Дети часто начинают врать, так как боятся разочаровать своих родителей и лишиться их любви. У таких детей бывают психосоматические расстройства, такие как энурез, энкапрез, тики, аллергия, заикание и многие другие. И когда чувства ребенка находят выход наружу, не боясь мести за это со стороны взрослых, то заболевания постепенно проходят.

Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви. Но бывает так, что терапевту приходится вмешиваться в этот процесс, когда в контрпереносе он начинает чувствовать боль, страдание и одиночество. Так было у меня с одним мальчиком, который не хотел вообще разговаривать, так как уже повидал достаточное количество психологов и вообще считал, что у него все в порядке. Но я, когда наблюдала за процессом в песочнице, испытывала непереносимые чувства. Мне хотелось кричать и рыдать в голос. Ощущалась невыносимая боль, которая, казалось, разорвет меня на куски. Сначала я пыталась это терпеть, как говорят психологи, быть с этим. Я поражалась, как ребенок все это может выносить. Но потом я поняла, что это может быть очень разрушительно для его психики, и стала его провоцировать, чтобы он выплеснул эти чувства наружу. И, наконец, полетели мокрые песочные бомбы, которые разбивались о поверхность песочницы, и брызги, и грязь летели вокруг на пол и иногда попадали мне на лицо. Я позволила выплеснуть эту боль, злость и обиду, которую он так долго носил в своей душе и боялся признаться в этом. Потом мы вместе убирали все, что оказалось вне песочницы, и он ушел довольный и спокойный домой. На следующих встречах он уже мог говорить о своих чувствах по отношению к своему окружению.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

 

(Нелли Скибинская)