Самоанализ по экологическому образованию

Конева Антонина Викторовна
Самоанализ по экологическому направлению в средней группе.
 
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Я считаю, что именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. 
 
 Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. 
 
 Мой опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Трудно переоценить вклад дидактической игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие. 
 
 Работая над интересной темой «Ребенок открывает мир природы», я даю возможность детям познавать мир природы во всем его многообразии. В своей работе я использую методические разработки Т.М. Бондаренко,  О.А. Воронкевич, Н.В. Нищева , Н.С. Николаева
 Чтобы реализовать задачи экологического образования, я провожу тщательный отбор и анализ  материала, придерживаясь определенных требований:
 
 - игры подбираю с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
 
 -образовательная деятельность должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные знания и стимулировать к усвоению новых;
 
 -игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
 
 -предпочтение отдаю занятиям, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка. 
 
 - для того чтобы занятие выступало эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждого занятия с предыдущим и последующим. Это позволяет прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии. 
 
 Считаю, что деятельность воспитателя невозможна без постановки целей и задач, определения средств и способов их решения, и прогнозирования результатов. Свою работу по экологическому развитию планирую по следующим направлениям: работа с детьми, с родителями и взаимодействие с педагогами. 
 
 Работая с детьми, я расширяю представления детей о живой природе, учу использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развиваю и совершенствую такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. 
 
 Для того чтобы грамотно построить работу с детьми, я должна знать уровень развития каждого ребенка. Для этого провожу диагностику, используя материалы программы «Детство» Определив уровень развития каждого ребенка, ставлю цель, отбираю содержание, методы и приемы работы, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка. Диагностика проводится в начале и в конце года. В процессе проведения диагностики фиксируется уровень знаний каждого ребенка по темам «Живая природа» (животный и растительный мир) и «Неживая природа» по всем показателям. Сравнительный анализ, полученный при обследовании данных диагностики, позволяет сформировать представление о реальной динамике развития каждого ребенка и грамотно спланировать индивидуальную работу. Диагностика показала, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний, как овладел познавательными и речевыми умениями, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное). Однако есть и такие дети, которые испытывают трудности в усвоении программного материала, слабо развиты познавательные и речевые навыки. Для этого мною проводится индивидуальная работа; дети привлекаются к активному участию в образовательной деятельности. В коллективных занятиях дети ярко проявляют себя как с хорошей, так и с плохой стороны, поэтому я использую совместные задания и игры для диагностики. 
 
В группе мною создан «Уголок природы», где размещены дидактические игры, которые решают различные цели и задачи в познании детей интересного мира природы; составлена картотека дидактических игр; собран необходимый материал для проведения опытов, наблюдений; подобраны литература, иллюстрации для предварительной работы, беседы предшествующие занятиям. В «Уголке природы» ребенок может просто отдохнуть, расслабиться, уравновесить свое эмоциональное состояние. 
 
 В данный момент работаю над составлением кружка: «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ». Планирую использовать его как на занятиях, так и в свободное время. Экспериментальная деятельность очень полезна и занимательна, может быть использована в различных вариантах. 
 
 Для более успешной работы с детьми мною разработан перспективный план взаимодействия с родителями. Опираясь на собственный опыт и на отобранный материал, были разработаны консультации и конкурсы для родителей: «Лучший осенний рассказ», «Чудеса с обычной грядки», акция: «Птичья столовая», конкурс: «Лучшая постройка из снега», акция: «Огород на подоконнике», консультация: «Как вести себя в природе»,
Консультация: «Ядовитые растения нашего края»  
 
 Свою работу по экологическому воспитанию детей среднего возраста я осуществляю с помощью программы «Детство», согласовывая с методистом: содержание материала, тематику образовательной деятельности, информацию для родителей. Активно участвую в методической работе. Мною проведены консультации для педагогов: «Значение экологического воспитания в развитии личности ребенка», «Экологическое просвещение родителей», «Развивающая среда для экологического образования», «Работа с родителями в системе экологического образования»,
 Постоянно работаю над самообразованием. Изучаю новинки методической литературы О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,
Н.В. Нищева «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ»
Н.В. Нищева «Организация опытно - экспериментальной деятельность в ДОУ»
А.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет»
Т.И. Бабаева «Дошкольник 4-5 лет в детском саду»
Е.А. Мартынова «Организация опытно- экспериментальной деятельности»
С.Н. Николаева «Юный эколог»
 В дальнейшем планирую продолжить начатую работу по формированию осознания экологической ценности природы и ее единства с человеком. Именно в образовательной деятельности и игре ребенок может без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов справиться с любой задачей. Все происходит легко, естественно.