Особенности организации досуга детей дошкольного возраста (Презентация)

Смирнова Алёна Леонидовна

 Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.

Данную презентацию можно использовать на родительском собрании по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности организации досуга детей дошкольного возраста Составитель: Смирнова Алена Леонидовна ДОУ «Чебурашка» г . Качканар

Слайд 2

Миссия детского сада - обеспечение единства физического, интеллектуального и личностного развития детей в педагогическом процессе . Перед педагогом стоит ответственная задача - в маленьком человеке заложить основы личности высоконравственной, интеллигентной; формирование качеств такой личности будет продолжаться и в начальной, и в средней школе, и дальше, всю жизнь. Очевидно , нужно применять те формы и методы, которые любимы детьми, которые им по душе.

Слайд 3

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. С одержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.

Слайд 4

Д осуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства.

Слайд 5

Деятельность и разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию . Реализация данной функции обеспечивает развитие личности ребенка.

Слайд 6

О сновные характеристики досуга детей: *досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты; *досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; *досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости; *досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций; *досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»; *досуг способствует объективной самооценке детей; формирует позитивную «Я - концепцию»; способствует самовоспитанию личности; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе; *досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.

Слайд 7

Культурно-досуговая деятельность по своему содержанию и виду настолько разнообразна, что её можно различать по форме (коллективная и индивидуальная), по способам осуществления (художественная - музыка, рисование, танцы; творческая; техническое творчество - моделирование; коллекционирование), по эмоциональной напряженности (увлеченность, ощущение радости и удовлетворения потребности; всегда осуществляется в свободное время или в период после высокого уровня усталости, как вынужденный отдых в период интенсивной работы), по физиологической направленности (способствует восстановлению физических сил).

Слайд 8

Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты : * мотив (потребность в этой деятельности ); * задача (средства решения задачи ); * действия (операции). Задачи объединяют единство цели и условия её достижения, а действия соответствуют целям операций - условиям. Необходимо учитывать, что каждый вид культурно-досуговой деятельности имеет своё содержание. И как результат - у ребёнка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций.

Слайд 9

Культурно-досуговая деятельность, которая связана в большей степени с удовлетворением своих личных потребностей, отражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметности. Деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста связана с учебной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребностей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы отодвигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворение своих духовных, физических и познавательных потребностей. При этом необходимо помнить, что интерес является стимулом этой деятельности, поэтому естественно, принцип интереса к деятельности является неотъемлемым условием при организации культурного досуга детей.

Слайд 10

Мы на экскурсии

Слайд 11

По мнению А.Ф. Воловик интерес в досуговой деятельности выступает в качестве доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность ребёнка определяется только наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение дошкольника к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в неё, должно исходить из учёта интересов ребёнка, поскольку неучтенный интерес - это неудовлетворенная потребность. Интерес не только способствует удовлетворению потребности, но и способен её породить.

Слайд 12

В целях создания условий для самореализации ребёнка в процессе культурно-досуговой деятельности необходимо заботиться о впечатлениях, которые должны носить разносторонний характер, чем больше впечатлений, тем шире интересы, тем ребёнок более любознательный, что способствует возникновению увлеченности, которая обладает самоценностью . Если дети сохранят её в своей жизни, то они смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и стремиться к культурному времяпрепровождению, обогащающему и развивающему самостоятельность личности.

Слайд 13

Коллективная культурно-досуговая деятельность позволяет расширить кругозор ребёнка, повысить его досуговую культуру и способствует проявлению творческой активности. В любом дошкольном образовательном учреждении , безусловно, сложились свои традиции проведения праздников и развлекательных мероприятий для детей. И, конечно же, дети, родители и сотрудники ДОУ отдают предпочтение тем или другим из них. Это и праздники к красным дням календаря, памятным датам, и празднование дней рождения воспитанников, утренники, в том числе и фольклорные, посвященные наступлению времен года и прощанию с ними, и спортивные развлечения. Такие добрые традиции создают домашнюю, уютную атмосферу в детском саду, способствуют эмоциональному, нравственному развитию детей . Ожидание праздника – уже праздник. Коллективная подготовка, совместная деятельность детей, родителей, педагогов, предпраздничные хлопоты – все это способствует сплочению и росту коллектива детского сада, воспитанию организованности, трудолюбия, развитию духовного потенциала и высоких нравственных качеств, созданию благоприятной творческой атмосферы . Но праздник несет собой и еще одну достаточно важную особенность: в непринужденной обстановке поговорить с детьми об очень нужных и серьезных вещах, рассказать им об окружающем мире, помочь каждому ребенку по-новому взглянуть на своих товарищей и взрослых, научить общительности, красивому и раскованному поведению на массовых мероприятиях, публичных выступлениях

Слайд 14

Праздник в детском саду

Слайд 15

Руководство культурно-досуговой деятельностью- это поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием . Взрослым необходимо сосредоточивать своё внимание на формировании у детей интереса к содержательной стороне досуга при положительно-эмоциональном отношении к результатам своей деятельности. Познавательная активность в процессе отдыха, развлечений, праздника проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов. Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны.