Презентация тренингового занятия "Профессиональное "выгорание" педагога и его профилактика" с педагогами МДОУ.

Бурмистрова Юлия Викторовна

Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Напряженные ситуации на работе приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагогического коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Профвыгорание" 425.66 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинговое занятие на тему: «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

Слайд 2

«Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» (Ронгинская Т.И.,2002).

Слайд 3

Актуальность. В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Следствием профессионального “выгорания” могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь с собственными детьми. Следовательно, профессиональное “выгорание” - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность

Слайд 4

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Задачи: Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками. Анализ проявления признаков “выгорания”. Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Слайд 5

Материалы и оборудование: Бумага А4 белая Ручки, цветные карандаши Пособие в виде отдельных листочков Буклет каждому участнику тренинга Компьютер

Слайд 6

Правила поведения в тренинговой группе Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Общение по принципу “здесь и теперь”. Конфиденциальность всего происходящего. Персонификация высказываний. Искренность в общении. Уважение к говорящему. “Не опаздывать!”

Слайд 7

Ход занятия: 1. Игра-приветствие «Здороваемся локтями» Цель : Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности. Содержание: все участники расчитываются на апельсины, бананы и киви. «Апельсины» складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; «бананы»-упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; «киви»-держат сложенные руки крест-накрест на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того, как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (хлопок в ладоши) поздороваться как можно с большим количеством присутствующих. Через 3 минуты ведущий собирает участников в 3 подгруппы: «апельсины»-у красной кегли; «бананы»-у желтой; «киви» – зеленой. Они приветствуют друг друга внутри каждой из них.

Слайд 8

2. Упражнение “Снежный ком”. Цель: Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество. Инструкция: Устройтесь поудобнее, поочереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная . Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.

Слайд 9

3.Упражнение «Я - дома, я - на работе» «Дома я никогда» «На работе я никогда»

Слайд 10

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше). Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления. Проанализировать: Похожие черты, Противоположные черты, Одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях Отсутствие общих черт Какой список было составлять легче; какой получился объемнее? Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность .

Слайд 11

4. Упражнение “Пустое место”

Слайд 12

Цель : Снять эмоциональное напряжение, так как самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе - свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу. Инструкция: Рассчитайтесь на первый и второй. Первые садятся по кругу на стулья, вторые встают к первым за спинку стула и кладут руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). И только перед одним участником никто на стуле не сидит - “пустое место”. Его задача - переманить кого-нибудь из сидящих на пустое место. Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь. Если кто-то увидел внимательный, приглашающей взгляд, он должен перебежать и занять пустое место.Тот , кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если вы задержали убегающего, то участник, с “пустым местом” переманивает другого, если нет, то теперь у него задача - переманить к себе кого-нибудь (также глазами), то есть снова приобрести партнера. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто сидел – садится. Обсуждение: Расскажите о полученных ощущениях и впечатлениях

Слайд 13

5.«Стресс-тест» Цель: выяснить, подвержен ли педагог стрессу. Техника проведения: педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними. Инструкция : Вам необходимо прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу: А) почти никогда – 1 балл Б) редко – 2 балла В) часто – 3 балла Г) почти всегда – 4 балла

Слайд 14

1. Меня редко раздражают мелочи. 2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать. 3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею. 4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть 5. Не переношу критики, выхожу из себя. 6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое 7. Все свое свободное время чем-нибудь занят. 8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю. 9. Не умею выслушивать, вставляю реплики. 10. Страдаю отсутствием аппетита. 11. Часто беспокоюсь без всякой причины. 12. По утрам чувствую себя плохо 13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться 14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально. 15. Думаю, что сердце у меня не в порядке. 16. У меня бывают боли в спине и шее. 17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой. 18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю. 19. Думаю, что я лучше многих. 20. Я не соблюдаю диету.

Слайд 15

6.Мини-лекция “Профессиональное “выгорание ” Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания. Синдром профессионального “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека. Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.). - Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”? Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят: предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное невозможность влиять на принятие важных решений необходимость внешне проявлять эмоции,не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным , вежливым улыбчивым) работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением) отсутствие каких – либо интересов вне работы переживание несправедливости неудовлетворенность работой

Слайд 16

Профессиональное выгорание Эмоциональное истощение Личностная отстранённость Снижение самооценки

Слайд 17

Воспроизведение клипа на песню Hi- Fi « В облака билет».

Слайд 18

Желаю удачи в борьбе с собственной усталостью! Подготовил педагог-психолог «Д/с №11 «Золотой петушок»: Бурмистрова Ю.В.


 

Комментарии

Неустроева Ольга Викторовна

Спасибо. Очень интересно и полезно.

Калинкина Юлия Андреевна

спасибо за информацию! пригодится!