Дифференцированный подход к физическому воспитанию(из опыта работы)

Ивакина Ольга Афанасьевна

 

                                                                   Дифференцированный подход к физическому воспитанию

МАДОУ ЦРР детский сад №44,,Веселые нотки’’город Северодвинс  воспитатель   высшей  квалификационной категории  Ивакина Ольга.Афанасьевна

                                                                         .(из опыта работы)

Неблагоприятные природно-климатические условия характерные для нашего города: ярко выраженная недостаточность солнечной радиации; резкие перепады температуры и влажности воздуха, силы ветра, атмосферного давления создают дискомфортные условия для жизни человека, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие. Учитывая эти особенности, вот уже на протяжении нескольких лет, я использую рекомендации региональной программы “Север”, которая помогает дошкольникам сохранить и укрепить здоровье, а также предупредить невротическое состояние, связанное с перенапряжением детского организма. Этому способствует правильная организация двигательной активности детей, которая сочетается с другими формами образовательной работы.

Наряду с этим, я продумала осуществление дифференцированного подхода организации двигательной активности детей в зависимости от пола.

Система физического воспитания в ДОУ строится на следующих принципах (В.А. Шишкина, Н.В.Мащенко):

Принцип разностороннего развития личности. Любое физкультурное мероприятие активизирует мыслительную деятельность, создает условия, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановке и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку;

Принцип гуманизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка;

Принцип индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т.д.

Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется планированием, которое обеспечивает высокие конечные результаты здоровья, физического и двигательного развития детей.

При разработке планов двигательной активности детей я учитывала:

– особенности природно-климатических условий Крайнего Севера;

– рекомендации региональной программы “Север” (восемь изменяющихся сезонных периодов);

– психофизиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста;

– особенности двигательной активности детей с учетом пола ребенка.

Основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., организуя процесс физического воспитания детей, я не могла не учитывать их половые особенности.

С помощью систематических наблюдений, анализа, сравнений и, конечно же, опыта работы с детьми разного возраста, изменялась программа движений, которую диктовали сами дети, как бы “подсказывая”, в чем нужна им помощь для продолжения развития их природных двигательных задатков, в том числе и психофизиологических особенностей.

Начиная знакомить детей со всеми движениями с трехлетнего возраста, я убедилась, что к девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени. В связи с этим я организую оздоровительно-игровой час совместно со всеми, дети занимаются по единой программе, учитывается характер движений и  к шести – семи годам каждый ребенок находит свои интересы и проявляет способности в каком либо виде спорта. Моя задача состоит в том, чтобы вовремя это заметить.

С этой целью было проведено наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры);  физическая нагрузка. При проведении часа двигательного творчества рекомендую проводить занятия по подгруппам, отдельно. Организацию динамического часа на прогулке провожу вместе со всеми детьми в подготовительной части, а в основной дети делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание).

На этих занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Каждое такое занятие несет в себе определенную “оздоровительную дозу” в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно называть оптимальной, т.е. физиологически обоснованной. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует запрограммировать ее объем и распределение в ходе занятия с учетом возраста и пола детей, их здоровья, физической подготовленности.

Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, т.к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт половых особенностей позволяет мне, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Я убеждена, что в результате организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учётом пола ребёнка нам удаётся воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение. Это и является жизненно необходимой и основной задачей родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к физическому воспитанию

МАДОУ ЦРР детский сад №44,,Веселые нотки’’город Северодвинск

          воспитатель   высшей  квалификационной категории  Ивакина Ольга.Афанасьевна.

                                                 (из опыта работы)

Неблагоприятные природно-климатические условия характерные для нашего города: ярко выраженная недостаточность солнечной радиации; резкие перепады температуры и влажности воздуха, силы ветра, атмосферного давления создают дискомфортные условия для жизни человека, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие. Учитывая эти особенности, вот уже на протяжении нескольких лет, я использую рекомендации региональной программы “Север”, которая помогает дошкольникам сохранить и укрепить здоровье, а также предупредить невротическое состояние, связанное с перенапряжением детского организма. Этому способствует правильная организация двигательной активности детей, которая сочетается с другими формами образовательной работы.

Наряду с этим, я продумала осуществление дифференцированного подхода организации двигательной активности детей в зависимости от пола. 

Система физического воспитания в ДОУ строится на следующих принципах (В.А. Шишкина, Н.В.Мащенко):

Принцип разностороннего развития личности. Любое физкультурное мероприятие активизирует мыслительную деятельность, создает условия, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановке и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку;

Принцип гуманизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка;

Принцип индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т.д.

Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется планированием, которое обеспечивает высокие конечные результаты здоровья, физического и двигательного развития детей.

При разработке планов двигательной активности детей я учитывала:

– особенности природно-климатических условий Крайнего Севера;

– рекомендации региональной программы “Север” (восемь изменяющихся сезонных периодов);

– психофизиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста;

– особенности двигательной активности детей с учетом пола ребенка.

Основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., организуя процесс физического воспитания детей, я не могла не учитывать их половые особенности.

С помощью систематических наблюдений, анализа, сравнений и, конечно же, опыта работы с детьми разного возраста, изменялась программа движений, которую диктовали сами дети, как бы “подсказывая”, в чем нужна им помощь для продолжения развития их природных двигательных задатков, в том числе и психофизиологических особенностей.

Начиная знакомить детей со всеми движениями с трехлетнего возраста, я убедилась, что к девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени. В связи с этим я организую оздоровительно-игровой час совместно со всеми, дети занимаются по единой программе, учитывается характер движений и  к шести – семи годам каждый ребенок находит свои интересы и проявляет способности в каком либо виде спорта. Моя задача состоит в том, чтобы вовремя это заметить.

С этой целью было проведено наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры);  физическая нагрузка. При проведении часа двигательного творчества рекомендую проводить занятия по подгруппам, отдельно. Организацию динамического часа на прогулке провожу вместе со всеми детьми в подготовительной части, а в основной дети делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание).

На этих занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Каждое такое занятие несет в себе определенную “оздоровительную дозу” в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно называть оптимальной, т.е. физиологически обоснованной. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует запрограммировать ее объем и распределение в ходе занятия с учетом возраста и пола детей, их здоровья, физической подготовленности.

Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, т.к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт половых особенностей позволяет мне, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Я убеждена, что в результате организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учётом пола ребёнка нам удаётся воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение. Это и является жизненно необходимой и основной задачей родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения.


 

Комментарии