"Преемственность ДОУ и школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

Гапоненко Марина Сергеевна

Конева Е.С. заведующая, Гапоненко М.С. старший воспитатель, МБДОУ № 2 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово

 

 

Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.

Так или иначе, переход из детского сада в школу всегда связан с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Это сложный и ответственный период, и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Когда этот процесс развивается достаточно успешно, ученик чувствует уверенность в своих силах, ему психологически комфортно, и как следствие, его учебная деятельность складывается благополучно, облегчается его социализация в обществе. Но учителя начальной школы, опираясь на свой опыт, отмечают, что часто поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, и это связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления.

Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.

Мы считаем, что необходимо готовить детей, а так же и родителей, к переходу в школьную жизнь. Именно на это направленна работа по организации преемственности дошкольного учреждения и школы. Необходимо обеспечить комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения, сделать его более мягким и безболезненным. Мы считаем, что совместная целенаправленная работа воспитателей и учителей дает возможность детям чувствовать себя комфортно в начальной школе.

Важность и необходимость преемственности между дошкольным учреждением и школой усиливается еще в большей мере в связи с модернизацией системы образования, со значительно возросшей ролью дошкольного воспитания в нашей стране. И как трактуется в законе об образовании от 29.12.12 № 273-ФЗ-дошкольное образование - это первый уровень единой системы образования РФ.

Для достижения большего эффекта мы особое внимание уделяем работе с родителями. В нашем учреждении ведется тесное и активное сотрудничество с семьей с самого первого дня поступления ребенка в детский сад. Родители – наши первые помощники во всех делах дошкольного учреждения, будь то выставки, собрания, субботники, экскурсии и т.д. В своей работе мы опираемся на высказывание Сухомлинского В.А.: «Все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение) детский сад должен сделать своим достоянием, и наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье».

В ходе нашей работе мы столкнулись с проблемой: многие родители уделяют внимание тому, чтобы ребенок умел бегло читать, писать. У родителей существует мнение, что ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание сверстников. Но как считают А. В.Запорожец, Л. А.Венгер, А. Ф.Говоркова, Я. Л.Коломинский, А. А.Люблинская, А. М.Леушина, В. Д.Лысенко, Н. Н.Поддъяков и др. если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т.к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Исследования И.С. Кона, В.В. Столина позволяют отметить, что формирование у дошкольника образа будущего школьника помогут ему адаптироваться к социально значимой позиции школьника в системе общественных и межличностных отношений, научат оценивать свою социальную сущность.

Именно по этому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни между МБДОУ № 2 «Детский сад общеразвивающего вида» и МОУ «Средней общеобразовательной школой № 19» заключен договор о сотрудничестве. Цель нашей работы обеспечить полноценный, благополучный переход ребенка от дошкольного воспитания к школе.

Для ее реализации разработана и воплощается в жизнь система работы по преемственности между дошкольным учреждением и школой, которая требует решения следующих задач:

  1. Установление направлений работы между тремя составляющими: школа, сад и семья

  2. Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка к школе.

  3. Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для успешной адаптации к начальной школе.

Поставленные задачи требуют комплексного решения и нами были определены три основных направления работы.

  1. Методическая работа

  2. Работа с родителями

  3. Работа с детьми

Методическая работа заключается в разработке соответствующего методического обеспечения (конспекты занятий, экскурсий, бесед и т.д.). Учителя и воспитатели делятся опытом друг с другом, рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, занимаются разработкой рекомендаций, обсуждают нормативные документов. Методическая работа осуществляется через различные формы: проведение педагогических советов, семинаров, взаимопосещений занятий и уроков воспитателями и учителями, круглые столы, конференции, анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и т.д.

Работа с родителями предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Мы считаем, что необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе, необходима согласованность взглядов ДОУ и семьи. В этом направлении используются такие формы работы как проведение семинаров-практикумов с участием педагогов детского сада и школы, индивидуальные консультации родителей, разработка памяток, буклетов с информацией о готовности детей к школе, проведение конференции с участием медицинского работника, педагогов по итогам диагностики, участие родителей в дне открытых детей в школе, проведение открытых занятий и т.д. Использование нетрадиционных форм собраний (педагогическая гостиная, дискуссионный клуб). Эти формы работы знакомят родителей с требованиями школы, с педагогическими, психологическим и медицинскими аспектами готовности ребенка.

Особое внимание уделяется целенаправленной и систематизированной работе с детьми. После анализа литературы по преемственности между школой и ДОУ мы выбрали наиболее действенные формы работы с детьми, а именно изготовление коллективной газеты «Первый раз в первый класс», организация праздника «День знаний», экскурсия в школу, встреча с учениками школы, сюжетно-ролевые игры, использование элементов сказкотерапии и т.д. Эти мероприятия производят неизгладимое впечатление на детей, вызывают у ребят желание пойти в школу, резко повышают школьную мотивацию, вселяют уверенность в своих силах, формируют положительный образ о новом месте учебы. Дети на практике проживают ситуации из повседневной жизни школы, приобретают коммуникативные умения, которые играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых.

Для отслеживания результатов и проверки достоверности поставленной цели в начале учебного года нами был подобран комплекс диагностических методик. Он включает в себя разделы по работе с воспитанниками и родителями.

Диагностический комплекс помогает выявить отношение ребенка к школе, его школьную мотивацию, коммуникативную культуру, т.е. умение осуществлять диалог со сверстниками и взрослыми, умение разрешать конфликты, договариваться. В ней уделено внимание выявлению тревожности детей перед поступлением в школу, в связи с тем, что это один из важных факторов влияющих на адаптацию к школьной жизни.

Много внимания уделяется и работе с родителями. В основном мы использовали метод анкетирования, на основе которого хотели выяснить, что важно для родителей при поступлении ребенка в школу, что их тревожит в этот переходный период, на какие моменты в воспитании ребенка нужно обратить особое внимание.

После подведения итогов диагностического исследования детей подготовительной группы было установлено, что воспитанников волнует переход из дошкольного учреждения в новую школьную жизнь, не сформированы представления об условиях школьной жизни, о взаимодействии с учителями и др.

У родителей возникают опасения о завышенных требованиях к готовности ребенка в школе, о том, как более безболезненно перестроить уклад жизни семьи будущего первоклассника.

Главное назначение нашей работы - специально организованный переход дошкольников на следующую ступень образования. Мы надеемся, что вся система работа, разработанная и проведенная нами, поможет нашим детям легко и безболезненно адаптироваться к школе. Все полученные сведения, связанные с данной проблемой, лягут в основу комплексно-целевой программы, представляющей собой содержательно-организованную основу управления деятельностью педагогического коллектива по направлению преемственность школы и ДОУ.

Литература

  1. Авраменко, Н.К. Подготовка ребенка к школе. М.: Педагогика, 2006. – 48 с.

  2. Венгер, Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». М.: Знание, 2009. – 189 с.

  3. Венгер, Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 2009. – 289 с.

  4. Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование». М.: Знание, 2007. – 235 с.

  5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2007.-145с.

  6. Рылеева Е.В.//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005 № 4, с.104-112

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Полностью с Вами согласна, преемственность нужна и не только на бумаге, а непосредственная. Но школа не всегда готова идти на тесный контакт. Возникают проблемы.

Галаган Елена Александровна

Марина Сергеевна! Абсолютно согласна с актуальностью каждого из обозначенных Вами аспектов преемственности дошкольного и начального образования. И все же, многолетний опыт подготовки детей к освоению социальной позиции школьника на принципах педагогики событийности убеждает меня в приоритетности данного направления работы. Ибо, формируя у дошкольника практический положительный опыт социально значимой и социально оцениваемой деятельности, мы в комплексе решаем задачи становления мотивационной и социально-коммуникативной готовности к школе с учетом ЗБР ребенка.