Экспериментирование как ведущий вид деятельности дошкольников.

Скрипка Вера Петровна

Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

       Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что слышу – забываю,

что вижу – я помню.

                                                                                         что я делаю – я понимаю.                                                                                                        

                                                                                                                  Конфуций

                     Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый   исследователь мира (Н.Н. Поддъяков). На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Однако многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру.

Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, Е.А. Панько, напрашивается вывод  о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Следовательно, встает вопрос: на какой деятельности должен строиться обучающий процесс, если ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения дошкольников - практическая?

       Н.Н. Поддъяков отметил: "В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели".

В 90-ые годы в ходе исследовательской работы, он пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти.

      Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу - изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные. Моделировать приобретенный опыт дети будут позже, в игре.

      Опираясь на труды Л.С. Выготского и Н.П. Поддъякова, нам стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

       Академик Н.Н. Поддъяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников:  

      Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования".

       По мнению академика Н. Н. Поддьякова, “…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь,  самостоятельно  воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.”  Процесс познания – творческий процесс, необычайно важный в личностном становлении ребенка – дошкольника. Экспериментирование побуждает творческую и познавательную активность детей, стимулирует воображение ребенка, включает его в творческую деятельность. Экспериментирование позволяет насытить атмосферу группы детского сада разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Кроме того, экспериментирование – это естественная, закономерная форма познания ребенком окружающего мира, соответствующая его возрасту. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребенка – дошкольника. Соприкасаясь с окружающим миром, он ежеминутно, ежечасно исследует, экспериментирует и в итоге – познает.

         Развитие познавательной и творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования  стало очень актуальным. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, начиная со средней группы, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести не только новые знания о том или ином предмете, но и развить у него навыки взаимодействия с объектом, познание его свойств, связей и т.п. Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка.

        Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов очень эффективны поисковые действия ребенка, направленные на определенный результат. Благодаря этому у ребенка развивается наглядно – действенное мышление. Поисковые действия, стимулируемые педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом  их особая педагогическая ценность.

       Огромную ценность имеет также непосредственное общение взрослого и ребенка, а также детей между собой в ходе исследований. Увлеченность единой целью, интерес к достижению результата сближает детей и взрослого, активизирует творческий потенциал, познавательный интерес.

       Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность:  ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

       Второй вид ориентировочно – исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуаций, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получит те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Важен исследовательский подход к обучению, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом:

- выдвижение ребенком проблемы для разрешения;

- предложение возможных решений;

- проверка решений, исходя из данных;

- выводы в соответствии с результатами проверки;

- общие выводы;

- обобщение результата.

При этом очень важную роль играет познавательная задача, условием ее постановки перед ребенком является создание проблемной ситуации на занятии или в другом виде деятельности. Проблемная ситуация возникает в том случае, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут,  так как необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей носит в такой ситуации поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда должна содержать вопрос, включать некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать сами в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний о способах действий. Незнание детей должно быть частичным, только тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения.

       Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале – простые, содержащие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочку связей, и обязательно содержать в себе элементы для творческого проявления детей. Исследовательская деятельность должна побуждать творческую активность детей, стимулировать их воображение, желание созидать, творить, фантазировать, воплощая в жизнь самые невероятные гипотезы.

      Ученые – психологи считают, что естественная потребность осмыслить всякое природное явление длится у детей недолго, до 10 – 11 лет. Этим надо пользоваться, потому что позднее приходят новые интересы, иногда очень далекие от изучения, познания и исследования окружающего мира.

Если же любовь к познанию, творчеству прочна, она будет развиваться и дальше.

 Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

       Решая задачи познавательного характера: педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предполагает проблемные задачи (необязательно реальные), направленные на формирование потребности решать их опытным путем.

        Чтобы повысить интерес, педагогу предлагается ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты. Диалогический принцип в поисково-исследовательской деятельности весьма значим для развития познавательной активности. В тех случаях, когда оба процесса осуществляются в качестве монологических, как считает А.М. Матюшкин, реального развития познавательной активности и становления более высоких форм мышления не происходит. Собственно, об этом свидетельствуют и исследования Н.П. Усовой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, О.Л. Князевой: развитие поисковой деятельности у дошкольников происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых. Новизна этих способов, как отмечает Л.А. Парамонова, отличается субъективностью, т.е. деятельностью конкретных детей.

  Вывод:     Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

  Примерные конспекты занятий, включающих экспериментальную деятельность с детьми разного возраста.

Младшая и средняя группы

Прокати шарик

Цель. Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

Материал. Желобок, шарик-колобок, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия

Воспитатель. Вспомните сказку про Колобка. У каждого из вас есть шарик-колобок посмотрите, какой он красивый.

Первый эксперимент. «Шарик-колобок катится по прямой дорожке и любуется природой» (дети подталкивают колобка, он движется вперед по инерции, постепенно уменьшает скорость, останавливается).

Второй эксперимент. «Шарик-колобок катился, катился, оказался на вершине горы (одну сторону желобка приподнять) и покатился так быстро, что у него закружилась голова» (дети скатывают шарик с горки, он катится с большей скоростью, чем по прямой).

Воспитатель. Как вы думаете, по какой дорожке шарику-колобку больше понравилось кататься? (Ответы детей.)

Потом дети рисуют колобков и подводят итоги своей экспериментальной деятельности (по прямой дорожке шарик-колобок катился медленно и вскоре остановился: скорость движения была маленькой; с наклонной плоскости шарик-колобок двигался с большой скоростью и укатился далеко).

Тема: Вкусный сок

Цель. Познакомить с процессом приготовления сока, развивать наблюдательность, любознательность.

Материал. Один мандарин, две марлевые салфетки, одна ситцевая, стеклянный стаканчик, блюдце, деревянная толкушка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия

Воспитатель.

Мы делили мандарин,

Много нас, а он один.

Эта долька для тебя,

Эти дольки для ребят.

Какой красивый мандарин!

Давайте мы его съедим.

Вы любите соки?

Дети. Да! Очень!

Воспитатель. Хотите научиться их готовить?

Дети. Да!

Первый этап. Дети очищают мандарин от кожуры. Что при этом происходит? (Кожура душистая, сочная, капельки разлетаются во все стороны.)

Второй этап. Дети отделяют дольки друг от друга. (Их много, они мягкие, сочные.)

Третий этап. Накрывают стаканчик салфеткой из марли. Одну дольку мандарина завертывают в салфетку из марли, кладут на тарелку, давят толкушкой, выжимают сок над стаканчиком.

Четвертый этап. Процеживают сок через салфетку. Можно пробовать!

Воспитатель. Молодцы! Мойте руки.

   Далее дети рисуют сначала целый мандарин, потом – дольки. Подводят итоги деятельности: сок мандарина вкусный; он «прячется* и в кожуре, и в дольках.

Вывод: сок можно готовить из овощей и фруктов.

 

 

Литература

      1.   Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006. – с. 27

  1. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности.// Дошкольное воспитание. - №6 – 2007. – с. 13

      3. Чехонина О. Реализация приоретета познавательно развития в детском саду общеразвивающего вида с использованием детского экспериментирования. // Детский сад от А до Я. - № 1 – 2009. с. 128 -139.

  Обобщение и систематизация опыта педагогической деятельности в адаптированной программе "Хочу все знать".

Разработанная программа учитывает рекомендации программы под редакцией М.А. Васильевой "Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста" и теоретические обоснования:

-           Л.С.Выготского и Н.Н.Поддъякова о ведущей деятельности детей дошкольного возраста;

-           В.П. Арсетьевой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики СГПУ, которая утверждает, что своевременный уровень развития интеллекта детей дошкольного возраста, во многом тормозиться следующими факторами:

•          декларативностью знаний, предлагаемых детям;

•          большим количеством занятий и отсутствием связи между ними, что не дает возможности ребенку поразмышлять об услышанном, "вжиться" в материал и перевести знания в практическую плоскость;

•          нет четко выраженной системы в подаче знаний, чаще педагог идет по пути увеличения, а не по пути их расширения, концентрации вокруг значимых аспектов, "ядра" знаний;

•          редким использованием активных форм познания детей: экспериментирования, моделирования, элементарных опытов, самостоятельного сбора информации. (Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. М.,2003 г.).

-           П.Я. Гальперина о задачах новой образовательной парадигмы, суть которой заключается в том, что успешное решение задач интеллектуального развития дошкольников, на любом возрастном этапе, связано с умением анализировать, синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, сравнивать, обобщать и т.д.