"Проектная деятельность как средство формирования целостной картины мира" ( социальные проекты)

Фоменко Татьяна Львовна
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: - развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; - создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят; - формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время); - воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам; - приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий; - развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; - создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний; - формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. Проектная деятельность является хорошим средством формирования целостной картины мира у дошкольников, она активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. Большая доля проектов в нашем д/с - это проекты социально - личностного развития детей: "Я и другие", "Давайте, друзья потолкуем о маме", "Игрушки", "Моя семья", "Балашов - город детства. Микрорайон Козловка", "Наша Родина - Россия", "Город счастья", "Детям знать положено правила дорожные", "Красный, желтый, зеленый", "Светофорик", "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды", "Будь здоров!", "Неизведанный космос", "Волшебный цветок под именем Конвенция" и т.д. Проект "Самая лучшая мама на свете" в этом учебном году занял I место в областном конкурсе методических разработок "Педагогический Олимп. Дошкольное образование". Большую роль в успешном осуществлении проектов играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания. В ходе проектов в целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи уделяем большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми составляем план работы с родителями по теме проекта, проводим родительские собрания, консультации, открытые НОД, совместные праздники, оформления консультаций в уголке "Для Вас, родители!" и др. Расскажу о проекте "Права ребенка", который проходил в нашей группе в ноябре - декабре 2013г. Слайд 2. Актуальность проблемы обусловлена тем, пренебрежение и презрение к правам человека всегда ведет к варварским актам, возмущая совесть человека. Права человека – это то, что защитит от произвола и несправедливости. Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей. А права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Дети не имеют достаточного, полного представления о своих правах, оттого мы считаем, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст. Поэтому наш проект посвящен этой проблеме, и он отвечает возрастным особенностям наших воспитанников. Основу любого проекта составляет замысел, т.к. именно замысел определяет направленность проекта и ту социальную реальность, в которой он может найти практическое применение. Замыслом нашего проекта послужили: • необходимость познакомить детей с адаптированным содержанием декларации о правах ребенка, • подводить детей к пониманию того, что каждый ребенок имеет свои права, • воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, • разъяснять общественные нормы и правила поведения. Работу по проекту начали с составления паспорта, который имеет определенную структуру: • тема проекта, • участники, • руководители проекта, • проблема проекта, • цель проектной деятельности, • задачи, • ожидаемые результаты. При составлении паспорта проекта мы сформулировали проблему и определили задачи, спрогнозировали результаты будущего проекта. Слайд 3 Цель проекта: создание условий для формирования у детей представлений о том, что каждый человек уже с рождения наделен правами. Слайд 4 Задачи проекта: • знакомить детей в доступной форме с основными документами по защите прав ребенка; • формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности; • воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности; • сохранять и укреплять здоровье воспитанников, способствовать осознанию понятия "Здоровый образ жизни" и его влияния на состояние здоровья. Слайд 5 Участники проекта: • дети 4- 5 лет, • воспитатели, • музыкальный руководитель, • инструктор по физвоспитанию, • родители Слайд 6 Тип проекта: информационно - практико - ориентированный По количеству участников - групповой По продолжительности - среднесрочный(2 месяца) Слайд 7 Подобрали наглядно-иллюстративный материал, настольно-печатные игры правового содержания. Материально - техническое обеспечение: аудио, видео системы, фотоаппаратура, ИКТ Учебно - методическое обеспечение: материал для продуктивной деятельности, детская художественная литература, картинки - подбор иллюстраций по правам ребенка. Слайд 8 Предполагаемый результат Дети овладевают знаниями о своих правах, у них формируется умение сопоставлять права и обязанности, учатся рассуждать, анализировать и делать выводы, самостоятельно определять свои возможности в выборе заданий. Результатами работы станут позитивные сдвиги в социальной компетентности детей. Дети приобретут устойчивые представления о своих правах(на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.).Они научатся относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоят оценки поступков, которые дают взрослые и сами начнут правильно оценивать их и правильно поступать. Слайд 9 Продукт проектной деятельности: • изготовление символики; • создание альбома "Наши права"; • пополнение в группе уголка "Я и моя семья"; • создание картотеки стихотворений о правах , пословиц и поговорок о семье, Родине, образовании; • выставка рисунков "Рисуем маму вместе с папой"; • домашнее задание: коллаж "Дом, в котором я живу", составление творческих рассказов "Моя семья" Слайд 10 Презентация проекта: • Родительское собрание "Права детей" • Итоговое развлечение "Маленьким детям - большие права" Слайд 11 I этап. Подготовительный • Изучение нормативно - правовых документов по соблюдению прав ребенка в РФ • В группе была создана соответствующая среда в группе, которая стала "фоном" для самостоятельной эвристической и поисковой деятельности. • Беседы с детьми по выявлению представлений о собственных правах • Планирование работы по правовому воспитанию ( составление системы занятий • Подбор детской литературы • Подбор мультимедийных слайдов Слайд 12 В ходе реализации проекта детям читали познавательную, художественную литературу, русские народные сказки (старались выбирать сказки вдумчиво, чтобы не искажать детского восприятия мира сказок), проводили тематические беседы, составили картотеки пословиц и поговорок на правовую тематику, организовывали и проводили сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры и игры-драматизации. II этап. Выполнение проекта • Беседы:"Мама, папа, я - дружная семья", "Я люблю свою мамочку", "Страна, где я живу","Мой город", "Каким я хочу быть","Как заботиться о своем здоровье", "Какие обязанности ты выполняешь дома?" • Цикл занятий - размышлений, предлагающих ребенку проиграть возможные ситуации по правам человека • Спортивный праздник"Если хочешь быть здоров!" с активным участием родителей • Д/и: "Охота за сокровищами" ("Найди право"), "Я имею право", "Назови одним словом","Четвертый лишний", "Я не должен", "Назови полное имя"("Шляпа знакомств"), "Назови по - другому", "Я знаю", "Я знаю", "Кто кому кем приходится", "Что такое хорошо и что такое плохо", "Передай настроение" • Организация выставки рисунков "Рисуем маму вместе с папой"и др. • Сюжетно- ролевые игры: "Семья", "Путешествие по Волге", "Поход", "Больница", "Детский сад" • Коллаж "Дом, в котором я живу" • Аппликация"Подарок другу" • Оформление альбома "Наши права" • Викторина "Права литературных героев" • Чтение и обсуждение сказок: "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Золушка", "Красная шапочка", "Лиса и заяц", "Три медведя", "Три поросенка", "Айболит" • Разучивание стихотворений о правах ребенка • Игра - инсценировка "Семья" • Разучивание пословиц и поговорок о семье, об образовании • Разучивание песен "Мы рисуем голубя", "Детский сад" • Разучивание танцев "Большой хоровод", "Радуга желаний" Слайд 13 Используя метод проектов в работе с дошкольниками, мы помнили, что проект – продукт сотрудничества, сотворчества педагогов, детей и родителей. Поэтому в реализации проекта принимали участие и родители наших воспитанников. Взаимодействие с родителями • Оформление уголка "Я -человек и имею право!" • Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания • Беседы, консультации:"Ребенок и его права","Семь правил для всех", "Права ребенка. Соблюдение их в семье", "Мое отношение к наказаниям", анкетирование • Вместе с родителями дети знакомились со своей семьей. В этом им помогла работа над созданием генеалогического древа. Дети хорошо уяснили, что семья – это и мама, папа, дети, бабушки, дедушки, и даже прабабушки, прадедушки… • Сотворчество детей и родителей (создание коллажа "Дом, в котором я живу", выставка рисунков "Рисуем маму вместе с папой", подбор стихотворений, открыток, фотографий, пополнение символов по данной теме, составление рассказов "Моя семья", пополнение в группе уголка"Я и моя семья" • Активное участие родителей в спортивном празднике "Если хочешь быть здоров!", в родительском собрании "Права детей" Слайд 14 III этап. Результаты проекта • Праздник "Экологическое дефиле" совместно с МОУ СОШ №9) • Родительское собрание "Права детей" • Развлечение "Маленьким детям - большие права" Слайд 15 Знакомство с правами ребенка у нас проходило через разные виды детской деятельности. Виды детской деятельности • Игровая • Продуктивная • Коммуникативная • Театрализованная • Познавательно - исследовательская • Чтение художественной литературы Слайды 16 - 48 Предлагаем вам посмотреть слайды презентации проекта по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка. Результатами работы по проекту стали позитивные сдвиги в социальной компетентности детей. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать. Итогом работы над проектом стало родительское собрание с одноименным названием "Права ребенка" и праздник "Маленьким детям - большие права" , которые были подготовлены при активном участии родителей воспитанников. Родителям в конце собрания подарили буклеты по правам ребенка. Таким образом, была реализована и модель информационно-просветительской направленности среди родителей по проблеме реализации прав детей. Работа над проектом послужила, на наш взгляд, толчком к пополнению своих собственных знаний о правах человека, развитию творчества, появлению новых идей, задумок, планов, которые хотелось бы реализовать с помощью метода проектов.