" Сенсорное развитие детей в проекте "Мир удивительных цветов"

Фоменко Татьяна Львовна

 

                                            "Мир входит в сознание  человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания..."

                                                                                                                  Б. Прейер

     Период   дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей; а также готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

     Так мы пришли к применению на практике модульного принципа организации педагогического процесса, который лежит в основе проектного метода и дает возможность реализовывать современные требования к организации работы с детьми, опираясь на современные требования организации работы с детьми, опираясь на фундаментальные положения детской психологии и педагогики, выполняя основное дидактическое требование: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

     Работу по сенсорному воспитанию детей  начали с создания в группе развивающей среды - сенсорного центра.

     Уголок "Облачко": предметы на развитие восприятия, цвета, формы, размера; пособия для развития памяти, внимания; игры на экспериментирование с водой, оргстеклом и т.д.

      Уголок "Всезнайка"( развитие осязания): пособия развития тактильных анализаторов, ощущений, мелкой моторики, игры и упражнения " Сухие и липкие материалы", разные поверхности, массажные мячики, бусинки, камешки, крупы, конструкторы и мозаика, виды бумаги, ткани.

     "Цветочный уголок" ( развитие обоняния): пособия для дифференциации запахов, наборы цветочных,  кулинарных  запахов, игры "Чем пахнут ремесла", "Что за фрукт?", сухие лепестки цветов и семян в мешочках.

     Уголок "Фрукты, овощи, ягоды, грибы"( развитие вкусового восприятия): пособия для развития вкусовых анализаторов, игры "Сладкое - соленое", "Кислое - горькое", "Какой на вкус?", кусочки хлебобулочных изделий, альбом с загадками.

     Уголок "Гора самоцветов" ( закрепление  дифференциации цвета): предметы и материалы, разные по цвету, но небольшие по размеру - фантики, цветные камешки, кусочки цветной бумаги, ткани, цветные ленточки ( розовые, бежевые, бледно - голубые, зеленовато - голубые, серые и т.д.).

     Работу по составлению проекта начала с выбора темы и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания. Большой притягательной силой обладают живые объекты, красивые красочные предметы и поняла, что основой могут служить цветы. Наметив тему "Мир удивительных цветов", уделила внимание "завязке" проекта, стараясь связать процесс обучения с реальной жизнью детей. Благодаря этому у детей создавалось впечатление, что их деятельность не является специально организованным занятием, а является игрой или любимым делом.

     НОД №1(художественное творчество : рисование) .

      Во время рисования на тему"Мой любимый цветок" выяснила отношение детей к цветам, знания о них. Рисунки детей были разнообразными по колориту, но однообразными по содержанию и дети затруднялись в названии цветов. Сделала вывод, что у детей есть интерес к цветам, но они мало о них знают. Тогда предложила детям написать письмо Фее цветов и попросить рассказать о них.

     НОД №2 (коммуникация, художественное творчество: рисование).

     Цель: вызвать интерес у детей к цветам, стремление узнать о них больше, формировать любознательность, развивать речь, уточнить навыки рисования цветов.

     Объяснила, что цветок надо рисовать так, чтобы Фея поняла, о каком цветке вы хотите узнать. На каждом рисунке ребенка записывала его просьбу к Фее цветов. Все просьбы детей сводились к общему: "Как называется цветок?"," Где он растет?", "Как за ним ухаживать?"

     В работе с родителями в этот день предложила рассмотреть с детьми иллюстрации цветов, познакомить детей с названиями цветов, рассказать о них ( название, цвет, форма, величина, где растет), оформить альбомы, сделать гербарий, т.е. "подогреть" интерес ребенка к цветам.

     НОД № 3 (коммуникация, познание: ФЭМП), деятельность детей II половины дня).

      В групповую комнату вносят посылку от Феи цветов, которую дети долго ждали. Цветы в посылке натуральные. На этом этапе работы была проведена интегрированная деятельность на тему: "Что нам осень принесла?"

     Виды деятельности: ознакомление с цветами, чтение ответа для каждого ребенка, счет цветов по заданному признаку, сравнение их по цвету, форме, величине, запаху.

      Практика показала, что детям это интересно. Они общались друг с другом, показывали "свои" цветы, предлагали понюхать и доказывали, что их цветок самый красивый, потому что...( объясняли). А, слушая друг друга, они знакомились с разнообразием цветов, местом их роста ( поле, клумба, лес).

     НОД № 3-4 ( музыка, коммуникация, физкультура).

     Следующим этапом работы была деятельность по теме: "Мир цветка в музыке и движении".

     Цель: обогащение двигательного опыта ребенка, развитие слуха.

     Музыка : "Мир цветов"

     Цель: соотносить музыку с движениями, развивать музыкальный слух у детей, фантазию, творчество.

     На музыке дети слушали произведение "Вальс цветов" П.И. Чайковского из балета"Щелкунчик", разучили песню "Цветочная полечка" ( музыка и слова В. Шестаковой), выполняли музыкально - ритмическое упражнение "Я - цветок", пальчиковую гимнастику "Цветы", этюд "Цветок".

     Физкультура: "Цветы"

     Цель: развивать чувство равновесия, быстроту бега, ловкость, воспитывать бережное отношение к природе, воображение.

     Виды деятельности: ходьба по дорожкам с раздражителями, общеразвивающие упражнения"Цветы", дидактические упражнения "Темным лесом, светлым лугом", ходьба по скамейке "Ветер затихает, чуть цветы качает", подлезание под дугу "Вырос в поле василек", балансирование "На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки", подвижные игры: "Кто больше соберет цветов", "Я садовником родился", "Соберитесь около своего цветка", дыхательное упражнение "Гуляем по лесу", релаксация.

          НОД № 5-6 :  "Замерзшие астры на цветнике",  "Продлим жизнь цветам" (коммуникация, познание); прогулка, труд.

Цель: на конкретном примере показать, как можно оказать реальную помощь цветку.

    Детям позвонила Фея цветов с просьбой о помощи еще живым, но пострадавшим от мороза цветам.

     Посетив на прогулке цветник, убедились, что большинство цветов образовали семена и засохли, но несколько цветов, не успев полностью раскрыться, пострадали от мороза. Предлагаю детям подумать, что надо делать, чтобы спасти оставшиеся цветы   ( их  6 штук). Дети предлагают их срезать и отнести их в группу. Предлагаю выкопать их и перевалить в ящики с подготовленной землей. Выкапываем с детьми низкие живые астры, помещаем их в ящик для рассады и заносим в группу. Растения некоторое время продолжают расти, постепенно угасая.

     НОД № 7-8-9 : "Цветочная мастерская" ( художественное творчество: аппликация, лепка; познание ( конструирование, ручной труд).

     Цель: изготавливать цветы из природного, бросового материала, развивать эстетический вкус, образное представление, воображение, творчество.

     Дети получили посылку от Феи цветов с разнообразными мешочками. Была проведена дидактическая игра "Чудесные мешочки" : дети определяли на ощупь камешки, ракушки, крылатки ясеня клена, шишки, скорлупу яиц и грецких орехов, каштаны, нитки, ленточки, песок.  Обсудили содержимое посылки и решили изготовить из этих материалов сюрприз для Феи - разные цветы и отправить их Фее в подарок.

     В ходе НОД по конструированию "Волшебный цветок" изготовили цветы в корзине из ракушек, крылаток, перьев.

     В ходе НОД по ручному труду "Полевые цветы" изготовили цветы из ткани, разноцветных ниток, лент.

     В ходе НОД по художественному творчеству (аппликации) "Цветик - семицветик" изготовили тюльпаны, астры, гвоздики в технике оригами.

     В ходе НОД по художественному творчеству (лепке) "Цветочная полянка"изготовили цветы на оргстекле в технике пластилинографиии, лепили цветы из соленого теста.

    В свободной деятельности дети самостоятельно выполняли цветы из камешек, песка, скорлупы. 

   НОД № 11( коммуникация; сюжетно - ролевая игра "Магазин цветов").

        Цель: описывать цветы, выделяя их свойства ( цвет, форма, величина), включая разные органы чувств ( зрение, осязание, обоняние).

   

 НОД № 12- 13 " Хочу все знать"( коммуникация, познание: экология).

Цель: речевое развитие, умение вести диалог, развитие памяти.

      Общение детей с Феей цветов по телевидению. Появляется Фея цветов и предлагает поиграть с детьми. Дети садятся на коврик и проводится вопросно - словесная система диалога ( игра "Хочу все знать").

      Виды деятельности : речевое развитие, дискуссия, естественнонаучные экологические представления,  дидактические игры: "Посади бабочку на цветок", "Узнай цветок по описанию", "Кто больше назовет цветов", "Какие цветы?", "Я начну, а вы заканчивайте...",  игра - ассоциация "Угадай цветок", "Угадай, какого цвета" (оттенки цветов), "Назови, какой на вкус", "Чем пахнут ремесла?", "Назови форму", "Что было бы, если у человека не было носа ( ушей, глаз и т.д.), "Что было бы, если не было бы леса..." и т.д.

    НОД № 14. Заключительный этап работы  - "В гостях у Феи цветов" (презенция проекта "Мир удивительных цветов")

     Предварительная работа: родители изготовили цветочные костюмыдля детей, разучили с детьми стихи о цветах.

     Сюжет: Фея цветов приглашает детей в гости в Цветочный город. Комната украшена цветами, картинами, сделанными руками детей, шарами, яркими материалами и предметами.

     Цель: закрепление правил поведения в гостях,  общение, речь, игры с Феей цветов, родителями, рисование цветов ладошкой.

      Виды деятельности: концертная форма, общение, игры, рисование, чаепитие.

     В ходе всех видов деятельности дети работали с большим интересом. Этому способствовала игровая ситуация. Дети видели реальную конечную цель - мир удивительных цветов. Это способствует формированию целеполагания и, как следствие, более осознанному восприятию знаний.

     Проведенный мониторинг показал, что речевой, познавательный и сенсорный уровень детей возрос. Дети стали активными, доброжелательными , легко общаются друг с другом и взрослыми.