Методическая разработка "Диагностика определения особенностей развития количественного и качественного словаря детей средней группы."

Особенности развития количественного словаря.

Цель: Выявить количественные накопления  в словаре детей слов, обозначающих названия предметов посуды.

Материал: 15 картинок с изображением посуды, мебели, игрушек, животных, транспорта, игрушка  гномик.

Описание: проводится по ходу игровых тестовых заданий №1,№2 (см. далее «Особенности развития качественного словаря»).

Оценка: количественный подсчет правильно названных предметов на картинках- 1 балл равен одному названному слову:

                    15 – 13 баллов – высокий уровень;

                     12 -10 баллов – средний уровень;

                      9 баллов и ниже – низкий уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_slovar.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

             

Диагностика определения особенностей развития количественного и качественного словаря детей  средней группы.

 

       

Составитель: воспитатель первой квалификационной категории

Ольга Александровна Терещенко

             

Особенности развития количественного словаря.

Цель: Выявить количественные накопления  в словаре детей слов, обозначающих названия предметов посуды.

Материал: 15 картинок с изображением посуды, мебели, игрушек, животных, транспорта, игрушка  гномик.

Описание: проводится по ходу игровых тестовых заданий №1,№2 (см. далее «Особенности развития качественного словаря»).

Оценка: количественный подсчет правильно названных предметов на картинках- 1 балл равен одному названному слову:

                    15 – 13 баллов – высокий уровень;

                     12 -10 баллов – средний уровень;

                      9 баллов и ниже – низкий уровень.

Особенности развития качественного словаря.

       Задание №1 «Помоги гномику»

Цель: Выявить умение точно обозначать предметы словом, владение видовыми понятиями по темам, а также умение выделять существенные признаки предметов и обобщать по ним.

Материал: картинки по разным темам (посуда, мебель, игрушки,  животные, транспорт и т. п ), игрушка гномик

Инструкция: «К нам пришел гномик и принес много картинок, но что там нарисовано он не знает. Ты поможешь гномику рассказать, что изображено на картинках?

-Как называется этот предмет?

-Как ты узнал, что это…?

-Как это все называется одним словом?

-Расскажи, пожалуйста, про какой  –  нибудь предмет».

        Задание № 2 «Найди лишнюю картинку»

Цель: Выявить особенности использования детьми обобщающих слов, обозначающих родовые понятия, и умения оперировать существенными признаками родового понятия

Материал: тот же

Инструкция: «В магазин привезли разные предметы и гномик запутался, как они называются. В один отдел привезли вот эти предметы ( показ картинок с изображением посуды), во второй отдел привезли вот такие предметы (показ картинок  с изображением игрушек). Но в каждом отделе продавцы что – то напутали, поставили неправильно один предмет. Помоги, пожалуйста, гномику разобраться.

-Какой предмет здесь лишний? Почему?

-Что продается в этом отделе?

-Как ты узнал. Что это посуда?

-Какую посуду еще знаешь?»

Аналогично проводится с другими отделами (2-3) по тому же плану.

          Задание №3. «Подбери пару».

Цель: выявление уровня владения употреблением слов с противоположным значением

Материал: разрезные картинки, например, по теме «посуда» - чашки и блюдца разного размера.

Инструкция: « - Ребята, гномик разрезал все картинки и теперь не знает, какая чашка к какому блюдцу подходит. Давайте найдем все пары .

- Какого размера чашка?

- Какое блюдце к ней подходит? Почему?»

           Задание №4 Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Выявление уровня владения обследовательскими действиями и их обозначением в речи, а также выяснение, по каким признакам дети опознают материалы в предмете

Материал: три предмета из разного материала – стеклянный стакан, металлическая ложка, пластмассовая кружка; карточки – модели: глаза, нос, рот, ухо, рука.

Инструкция: «Мы с тобой сейчас поиграем в «Чудесный мешочек». Попробуй угадать, что у меня спрятано в мешочке, только сразу не вытаскивай предмет.

-Что это за предмет?

-Из чего он сделан? Из какого материала?

-Вытащи предмет и скажи: как ты догадался, что это сделано из такого материала?

Самостоятельный осмотр предмета детьми и описание свойств и качеств. В случае затруднений даются задания: надави, согни, погладь, потрогай пальцем и т. д., после каждого задания задаются вопросы: какой предмет? Или предъявляются карточки – модели: что поможет узнать рука? нос? Рот? И т.д.

Все задания проводятся с детьми индивидуально.

Основные уровни (показатели) развития с бальной оценкой.

Высокий уровень (12 – 10 баллов): ребенок владеет видовыми понятиями- точно употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Владеет системой обследовательских действий для определения цвета, формы, материала. Использует в речи слова, обозначающие обследовательские действия – цвет, размер, материал. Называет материал и некоторые его особенности. Дифференцирует и использует в речи слова – названия противоположных размеров предметов. Умеет объединять предметы в группу на основе всех существенных признаков, безошибочно пользуется обобщающим словом – понятием.

Средний уровень (9 -6 баллов): ребенок правильно называет видовые понятия – употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Использует и называет некоторые обследовательские действия при анализе предметов. Называет только один предмет из данного материала, а другой не называет. Использует в речи слова, обозначающие лишь некоторые обследовательские действия. Называет противоположные размеры предметов. Объединяет предметы в группу, пользуется обобщающим словом – понятием на основе одного существенного признака родового понятия.

Низкий уровень   (5  -1 балл): ребенок часто ошибается в названии предметов близких видов - затрудняется в точном соотнесении слова с предметом. Не знает и не называет обследовательские действия. Дифференцирует противоположные размеры предметов, но в речи не  употребляет или допускает ошибки. Допускает ошибки в группировке предметов.

Каждое выполненное ребенком задание оценивается в баллах: от 1 до 3 в зависимости от качества его выполнения:

                     3 балла – выполненное задание соответствует высокому уровню

                     2 балла – выполненное  задание соответствует среднему уровню

                     1 балл -  выполненное задание соответствует низкому уровню