Метод конгруэнтной коммуникации.

                                 Метод конгруэнтной коммуникации.

 

Метод К.К. в системе отношений и взаимодействия «взрослый-ребенок» базируется на идеях гуманистической психологии. Основная цель – обеспечение системы психологических условий позитивного личностного развития ребенка.

Задачи:

1.     установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, доверия и сотрудничества, уважения на основе эмпатического принятия ребенка.

2.     формирование позитивного «образа Я» у ребенка на основе адекватного представления о своих качествах и возможностях.

3.     обеспечение ориентировки ребенка в чувствах, переживаниях, эмоциональных состояниях.

4.     стимулирование и поддержка активности ребенка, направленной на исследование проблемных ситуаций.

Данные задачи решаются через использование ряда коммуникативных техник:

1.Техника эмпатийного (активного) слушания.

2. Техника использования !Я-высказывания».

3. Техника разрешения конфликтных ситуаций.

 

Неэффективные техники общения:

1.              1.Приказания, распоряжения, команды –содержат прямую оценку того, что и как          должен делать ребенок. Повелительное наклонение – не делай, садись есть, убери и т.д.

1.              2.Угроза, предупреждение ребенка о возможных негативных для него последствиях      невыполнения приказа или команды взрослого. «Если…., то……».

Приказания и угрозы вызывают у ребенка страх, тревогу, чувство незащищенности. Могут привести к возникновению сопротивления и агрессивности, раздражения и злости к взрослым.

3. проповедь, нотация, морализирование – высказывание, апеллирующее к власти высших авторитетов : морали, закона, долга, совести. «должен, обязан, надо».

Вызывают чувство вины и стыда.

4.советы и разьяснения содержат подробную информацию, описание того, что и как делать ребенку (несомненно важная коммуникация, но ее систематическое употребление с ограничением  кооперации с ребенком и совместной выработки решений проблемы может привести к зависимости ребенка от взрослого, неспособности к самостоятельной деятельности).

5.     Наставления, поучения – помимо описания желаемого образца поведения, они содержат аргументацию, почему нужно делать так, а не иначе.

Формируют некомпетентность, так как взрослый выступает как носитель мудрости и жизненного опыта, а ребенок мало успешным исполнителем.Формирует даже чувство неадекватности и неполноценности.

6.     Негативная оценка, осуждение, приговор – это прямая негативная оценка личности ребенка. Формирует низкую самооценку и «эффект Пигмалиона».

7.     Наклеивание ярлыков , обзывание, ругань – наиболее резкая и грубая форма.Оказывает разрушительное действие – агрессия, вражда.

8.     Похвала – может стать причиной негативных эффектов, если расходится с реальностью. Может сделать ребенка зависимым от соцмального одобрения, увеличивает тревожность.

9.     Утешения, успокаивание – высказывание на устранение эмоционального дискомфорта.»Не переживай», «Из-за этого не плачут». Ребенок может переживать из-за эмоционального отвержения взрослых.

10.                  10. Отвлечение внимания, уход – «Не стоит об этом говорить», «дело выведенного яйца не стоит», «Это ерунда». Ребенок может в дальнейшее отказаться от контакта со взрослым при разрешении трудных и конфликтных ситуаций.

 

                                Техника активного слушания.

Включает в себя вербальные и невербальные компоненты.

Вербальные

- установление перцептивного контакта с ребенком, контак на уровне глаз, заинтересованность во взгляде;

- теплая улыбка взрослого;

- мягкая интонация, умеренная громкость голоса и средняя скорость речи;

-дистанция между ребенком и взрослым в пределах 50-70 см.

Вербальные – повторение «слово в слово» высказываний ребенка и парафразирование , предполагающее более полное описание чувств и переживаний ребенка взрослым.

- нужно хотеть слушать ребенка, а не прерывать его на полуслове (используем, когда достаточно времени);

-Нужно желать быть полезным ребенку в решении его проблемы

- нужно быть готовым принять чувства ребенка такими, какие они есть, не оценивать их и не осуждать, даже если они вступили в противоречие с моральными ценностями.

                 Техника эффективной похвалы.

- Похвала не должна быть оценочной, не должна содержать в себе прямых оценок личности.

- Похвала не должна содержать в себе сравнения успехов, результатов и личностных качеств ребенка с достижениями сверстников.

- Похвала содержит в себе объективное описание действий ребенка, его усилий, результатов действий.

 

Техника использования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний».

«Ты-высказывания» используются в ситуации активного слушания. Позволяет ребенку осознать и отразить в речи его чувства и переживания.

 

                                            «Я-высказывания»

Содержат в себе 4 компонента.

1.Точное и корректное описание эмоций взрослого, которые он испытывает по отношению к  поведению ребенка. ( Я расстроен, Мне не нравится, Я не люблю).

2.Точная характеристика того поведения ребенка или той ситуации, которая вызвала ранее описанные  чувства взрослого. (Мне не нравится, когда в меня бросают мячом; хватают за волосы; брызгают водой), поскольку использование местоимения Ты может создать у ребенка впечатление, что такое поведение вызывает неприязнь взрослого только в том случае, когда оно исходит от него и может вызвать чувство обиды.

3. описание причин возникновения негативной реакции взрослого. Используем оборот «потому что». (Мне не нравится, когда в меня бросают мячом, потому что мне больно) Важно не «соскользнуть» на оценку и осуждение поведения ребенка.

4.описание возможных последствий и эффектов поведения ребенка в том случае, если такое поведение будет продолжаться. Четкость необходима, чтобы не перейти к прямым угрозам в адрес ребенка.

«Мне не нравится, когда в меня бросают мячом, потому то мне больно, и я уберу мяч в шкаф». Или « я отберу у тебя мяч; ты больше никогда не будешь играть в мяч».

Дети не сразу слышат «Я-высказывания» и их приходится повторть.

 

                                          Ограничения и запреты.

Выполняют ряд важных функций:

1.     Открывают возможность управлять деятельностью детей, сохраняя ее творческий характер.

2.     Они регламентируют поведение ребенка и его взаимодействие со сверстниками и создают основу для партнерских отношений и равные возможности.

3.     Формируют способность произвольно регулировать свою деятельность  и общение (саморегуляция и самодисциплина).

4.     Структурируют ситуацию занятия, создают систему ориентиров.

5.     Обеспечивают сохранность оборудования.

 

Итак, базовые требования-

1.Физическая и личностная безопасность ребенка и сверстников.(нельзя кусаться, драться, дразнить, плевться, брызгать краской, швырять песок).

2. Физическая безопасность самого взрослого.

3.Сохранность имущества.

Ограничения должны быть незыблемыми и не пересматриваться в зависимости от обстоятельств. Они предъявляются в момент его фактического нарушения, не подвергаются дискуссии или обсуждению.

(Проводится на первых занятиях или в начале деятельности).

 

Если ребенок нарушает запреты, используется техника «Я-высказывания». Ребенку предлагается альтернатива запрещенному действию.

Если запрет нарушается и его нарушение приобретает угрожающую форму – прерывание действий ребенка путем лишения его предмета, принудительное лишение активности (обнять, прижать к себе), временная изоляция ребенка в пределах игровой комнаты или в специальное помещение, разведение конфликтующих детей.

Эмоциональное отреагирование ребенка на запрет- использовать мячи, подушки, боксерскую грушу.

Вербализация, т.е. словесное объектирование чувств ребенка, обьяснение запрета.

Крайний метод – удаление ребенка.