Преодоление психоэмоциональных отклонений у детей с нарушениями зрения.

Дети с патологией зрения имеют специфические особенности, зависящие от степени нарушения зрительного анализатора. Прежде  всего у них страдают функции, связанные со зрением, и, как следствие, происходит нарушение со стороны познавательных процессов, памяти, мышления, речи, эмоционально-аффективной и произвольной сфер. Особое неблагополучие наблюдается у детей с амблиопией и косоглазием в психоневрологическом статусе при лечении окклюзией. Другим не менее сложным и негативным воздействием на психоэмоциональное состояние является засвет на глазное дно. Все это приводит к накоплению раздражающих стимулов в ЦНС. У детей наблюдаются повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость, подавленность, нежелание участвовать в играх и занятиях. Возникают негативизм, страхи, фрустрация. Задача психолога- способствовать полноценному психическому и личностному развитию детей.

«Все лечебно-профилактические мероприятия по преодолению психоэмоциональных отклонений, по формированию положительного эмоционального тонуса должны быть значительно обогащены за счет специальных психокорекционных занятий с детьми.»  (Л.И.Плаксина)

 

Современная практическая психология располагает большим набором методов психологической помощи. Но, к сожалению, не все они работают в дошкольном детстве, так как значительная их часть ориентированна на осознанную отработку понимания и овладения различными высшими эмоциями.

В последнее время широкое распространение получило направление АРТ-ТЕРАПИЯ. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи,театра, движения, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так и в восстановлении душевного мира человека.

 

 

Мне хотелось бы подробнее остановится на некоторых из этих направлениях.

1. Сказкотерапия – самый детский метод. О его эффективности и популярности говорит тот факт, что в нашей стране существует Институт сказкотерапии.В основе метода лежит психокоррекция  средствами литературного произведения- сказки, которую можно обсуждать, осмыслять, переписывать, переделывать окончание, создавать новую сказку, т.е. в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Посредством сказочных образов ребенок может найти выход из сложных ситуаций.

Очень часто в данном методе используется куклотерапия, эффективная при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в общении.

 

2. ИЗОТЕРАПИЯ – терапия рисованием. Эффективна в работе с детьми с нарушением развития. Возраст с 5 до 10 лет назван «золотым веком детского рисунка». Помогает детям справится с многими психологическими проблемами, особенно если затруднен вербальный контакт. Принципиально отличается от занятий рисованием (самовыражение и моделирование конфликта, а не овладение способами рисования.  Качество рисунка не выступает критерием его деятельности. Отличная от занятия роль взрослого).

 

3. Песочная терапия – игра с песком является одним из любимых занятий дошкольника. Песок обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, развивает «тактильный интеллект» что очень важно в коррекции детей с нарушением зрения . Очень часто идет рядом со сказкотерапией.

 

4. Музыкальная терапия -  терапия, где музыка используется в лечебных и коррекционных целях. В настоящее является целым психокоррекционным направлением в психологии.

Решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Существует ряд специальных программ «Антистресс», «Бронхиальная астма» и ДР.

АКТИВНАЯ музыкотерапия  предполагает включение ребенка в процесс посредством игры на музыкальных инструментах, пение, танцтерапия, где с помощью движения ребенок выражает определенные чувства, переживания, состояния. В основе данного направления лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса (которым может быть лечение). У человека имеется 7 основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди диафрагмы живота и таза, которые «закупорены» различными отрицательными эмоциями. Танец позволяет осознать возможности своего тела и вместе с тем своих чувств.