"Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его?"

Косенко Людмила Владимировна

Выступление  педагога-психолога на родительском собрании в ясельной группе.  Психолог знакомит родителей с важными аспектами развития ребенка раннего возраста  (2-3 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_vazhno_znat_o_rebenke.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его?»

(выступление  педагога - психолога на  родительском собрании).

Важные аспекты развития ребенка 2-3 лет:

  • Потребность ребенка  в самостоятельности, переживание кризиса «Я – сам».
  • Потребность  в эмоциональном общении со взрослым.
  • Потребность в новых впечатлениях, получаемых в собственной практической деятельности.
  • Потребность использовать речь для налаживания контактов.
  • Потребность в освоении своих двигательных возможностей.
  • Пробуждение самооценки и связанного с ней стремления соответствовать  требованиям взрослых.

   

   В 2-3 года ребенок  выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «Я». Это уже личность, которой присущи врожденные особенности (темперамент, тип мышления, особенности характера, психики, волевые качества, тип мотивации). «Я – сам!» - с утра  до вечера твердит трехлетний малыш, уверенный, что все умеет делать самостоятельно: и одеваться, и умываться, и есть. Однако самостоятельно он мало что умеет делать, его к этому надо приучать.

          Кризис «Я – сам!» - очень важен. Дело в том, что природа дает ребенку такое ценное личностное качество, как стремление  к самостоятельности.

И  нам с вами  дана  возможность  помочь малышу сохранить и приумножить эту самостоятельность в последующие годы его взросления! Мы всего лишь должны одобрять и стимулировать действия ребенка. Например, «выбери себе чашку», «завяжи бабушке фартук», «помоги папе навести порядок».

      Природа трехлетнего ребенка такова, что у него возникает много желаний, которые очень быстро меняются.  Но взрослому совсем не обязательно каждое из них удовлетворять!  Постарайтесь объяснить, почему вы не можете выполнить какую-то его просьбу.  Постепенное приучение ребенка к некоторому самоограничению формирует «тормозные» процессы. Старайтесь не сердиться на капризы ребенка,  не доводите его до исступления. Уже к двум годам малыш приобретает систему социальных навыков, которые использует в отношениях с людьми. Малыш начинает манипулировать взрослыми, потому что знает, мамины угрозы пустые   слова, которые можно проигнорировать. А чужие взрослые могут осуществить угрозу и их надо слушаться сразу.

     Чаще всего дети капризничают в семьях, где между взрослыми нет согласованности и последовательности в запретах. Капризы, как правило, связаны с потребностью в общении, точнее, с невозможностью удовлетворять эту потребность.  Ребенок капризничает, потому что еще не умеет занять себя! Переключите его внимание, поиграйте с ним, научите играть самостоятельно.      Важно помнить, что ребенок трех лет – непоседа.  У него еще не сформирована привычка, не делать того, что запрещено. Ребенок «лезет» везде, движимый желанием познать новое, потрогать, определить свойства предметов,  и проверить реакцию взрослого.  Полезно переключать внимание  малыша, если он, например: тянется к утюгу, к розетке,  горячему чайнику, лезет на полку с книгами и т.п.  

    Таким образом, ребенок учится подчиняться у него происходит осмысление  понятий «можно», «нельзя».  Взрослым  не следует  произносить «нельзя»  попусту,  мимоходом.  Желательно, чтобы за запретом следовало разъяснение, почему «нельзя». Тогда ваш непоседа постепенно научится осознавать, что не все разрешено делать,  и станет понимать  границы  дозволенного.  Иногда даже негативные последствия  действий, если они не угрожают жизни и здоровью ребенка,  могут дать в дальнейшем положительный результат.

   На первые три года жизни приходится пик эмоционального развития. Психическое развитие ребенка достигло такого рубежа, что он начал выделять себя как индивидуума, но в то же время  он эгоцентричен, считает себя центром происходящего. Малыш обижается, если родители не хотят признать его взросление, говорят об этом с иронией.  Это злит ребенка, он становится нервным, неспокойным, застенчивым, тогда как именно в данном возрасте очень сильно нуждается во внимании и одобрении. Похвалой мы обеспечиваем его эмоциональное благоприятное состояние.

   В заключение встречи хотелось бы подчеркнуть, что поиск  ответа на самый трудный вопрос: Как правильно воспитывать  ребенка?  - всегда будет связан с осознанием  родительской любви к ребенку. Российский психолог Т.П. Гаврилова, отмечала, что любить ребенка - не значит обладать им или жить рядом, а скорее, чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие  же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии приносит несоизмеримо больше  положительных  результатов и радости,  как детям, так и их родителям.

   

В подготовке данной работы использован материал:

Е.А. Зимаковой  «Планирование работы по формированию нравственных норм и представлений у детей раннего возраста».