Восприятие музыки дошкольниками в процессе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС

Шишова /Тычкова/ Екатерина Юрьевна

       В дошкольном образовании происходят существенные перемены в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Стандарт направлен на решение ряда задач, одними из которых являются:

  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
  • Формирование общей культуры личности детей.

       Так что же такое культура? Понятие "культура" многогранно и включает в себя приобретаемый разносторонний опыт человека, развитие его способностей и положительное эмоционально-оценочное отношение человека к этому опыту: эмоциональные оценки и оценки-суждения, интересы, вкусы, а также желание претворить этот опыт в творческой деятельности.

       Музыка способна формировать эталоны красоты, эстетический вкус и является интонационным искусством. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является
 человек и окружающий его мир. Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности, предшествующим и сопутствующим всем остальным (исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, музыкально-игровая деятельность). Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Углублению и обогащению восприятия способствует интеграция разнообразного содержания на различных занятиях и в других формах образовательной работы. Интеграция способствует разностороннему развитию ребенка, который познает объект с разных позиций, что обеспечивает возникновение и развитие ассоциаций, развивает воображение, а это является одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования согласно ФГОС. Чтобы воспитать всесторонне образованную и высокодуховно развитую личность, при интеграции различных областей в содержание занятий необходимо включать восприятие музыки. Приведу несколько примеров.

       Любую НОД (познание, художественное творчество, чтение художественной литературы и т.д.) по теме "Осень" можно начать с прослушивания музыкального произведения ("Осенняя песнь" П.И.Чайковского, "Осень" А.Вивальди). Познакомив детей с названием и автором прослушанного произведения можно предложить детям поговорить об сени и ее приметах, нарисовать, выучить стихотворение на осеннюю тематику. Последующие занятия можно так же начинать с прослушивания этого произведения, но уже самих детей спросить, как называется музыка которая прозвучала, о чем сегодня они будут разговаривать.

       Хочу привести еще один яркий пример интеграции образовательных областей с использованием музыкального воспариятия из практики. После знакомства с белорусской сказкой "Пых", воспитатель предложил детям не только рассмотреть иллюстрации с изображением этого лесного зверька, но и услышать его в музыке Д.Б.Кабалевского "Ёжик". В последущей образовательной деятельности для мотивации на изобразительную деятельность (аппликация "Ёж") воспитателю было достаточно включить музыку Д.Б.Кабалевского "Ёжик", и дети с легкостью сами назвали тему образовательного мероприятия.

       Таких примеров большое множество, нужно только проявить творчество при подготовке к образовательному мероприятию. Важно лишь не забывать, что для интеграции музыкального восприятия с другими видами детской деятельности целесообразно использовать музыку как композиторов разных эпох, так и фольклор, а при прослушивании произведения необходимо не только назвать автора, но и показать его портрет.

       Буду рада, уважаемы коллеги, если и Вы поделитесь своими идеями и творческими находками по этому вопросу. В свою очередь готова оказать помощь в подборе музыкальных произведений для интегрирования с разными видами детской деятельности.