Близкие взрослые для детей младенческого и раннего возраста в доме ребёнка и их взаимоотношения

Колганова Светлана Борисовна

Финал областного конкурса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Новости Нижнего Новгорода

Наша способность устанавливать отношения привязанности закладывается в раннем детстве, но для того чтобы овладеть этим навыком, ребенку необходим близкий взрослый. 

В тихом уголке парковой зоны, окруженный лесным массивом находится Специализированный Дом ребенка №7, где живут дети, в раннем возрасте оставшиеся без попечения родителей. Большинство из них попадают сюда сразу после рождения и остаются до трех-четырех лет, затем их переводят в учреждения для старших детей. В аккуратном дворике – качели и горки, само здание выделяется ухоженностью на фоне белоствольных берёз. Здесь всё делается с одной целью – чтобы у сирот появились близкие взрослые, как у детей, воспитывающихся в обычных семьях. 

В советской педагогике ребенка как личности до трех лет не существовало. Учреждения, которые воспитывали детей, оставленных без попечения родителей, обращали мало внимания на их индивидуальные особенности и потребности. Только совсем недавно, с начала 1990-х годов, в Россию пришли исследования из Америки, которые показали, что уже с самого рождения ребенок подает сигналы, на основе которых можно строить программу развития его личности задолго до трех лет. Их результатом стало появление системных теорий, которые показали, что для полноценного развития ребенка в младенческом и раннем возрасте он должен иметь опыт непрерывающегося взаимодействия с одним взрослым или небольшим числом близких людей. В процессе общения со  взрослым ребенок овладевает необходимыми социально-эмоциональными навыками, которые становятся фундаментом для его дальнейшего развития. Взрослого ребёнок выделяет из череды других и в девять месяцев проявляет четко выраженную негативную реакцию на посторонних. Ребенок ищет своего взрослого глазами, плачет, прижимается к нему, чтобы реализовать свою потребность в безопасности.

В традиционных домах ребенка такого контакта практически не происходит. Когда потенциальные усыновители приходят туда, дети к каждому из них бегут с криком «Мама!». Этот феномен «беспорядочного дружелюбия» объясняется тем, что дети в учреждениях социальной опеки не делают разграничения между опасным и безопасным: любого взрослого они воспринимают как безопасного. Такое поведение характерно для детей разного возраста, если с самого начала у них не сформировались отношения привязанности с одним или двумя близкими взрослыми.

С каким количеством взрослых приходится контактировать детям в домах ребенка? В доме ребёнка дети за неделю контактирует с более чем десятью взрослыми. Количество группового персонала составляет семь и более человек, кроме них каждый день детей посещают врачи, специальные педагоги – логопед, психолог, музыкальный работник, процедурная медсестра, массажистка и т.д. Взрослые работают посменно. В результате отношения близкой привязанности с кем-либо из окружающих взрослых у ребёнка  не устанавливаются. Способность устанавливать привязанность – это как навык, который должен быть сформирован вовремя.

Как можно выяснить, сформировал ли ребенок близкие отношения со взрослыми?

Есть специальные методики оценки привязанности, однако особенности отношений между ребенком и взрослым можно изучать посредством анализа выражения эмоций на лицах детей. С течением времени, особенно в раннем детстве, выражения одних эмоций могут развиваться и обогащаться, других – блокироваться. Поэтому эмоции, которые ребенок выражает свидетельствуют о качестве его социального опыта, успешности взаимодействия с близким окружением. Выражение ребенком эмоций – это универсальный механизм, по которому мы можем отслеживать его благополучие. Выражение эмоций на лице – врожденное образование, которое было нам передано филогенетически. 

Выделено  восемь базовых эмоций: радость, интерес, отвращение, удивление, горе, печаль, гнев, страх.

При этом следует различать выражение эмоций и эмоциональные состояния. Мы  достаточно долго можем  пребывать в удовлетворенном состоянии, но в течение этого времени способны  испытать множество эмоций, которые будут довольно быстро сменять друг друга: радость от того, что  увидели нечто красивое, перейдет в мимолетный интерес, а затем в легкую грусть, которая сменится гневом, потому что  вдруг заметим  ошибку в том, что делали  до этого. Но все это нас  сильно не затронет и мы  продолжим находиться в удовлетворенном состоянии. Эмоция кратка и длится до пяти секунд, состояние – продолжительно.

Дети в доме ребенка с течением времени привыкают к модели поведения, для которой свойственны избыточное использование позитивных и угнетение негативных эмоций. Казалось бы, что в этом печального? На ребенка обращают внимание только когда он позитивен – улыбается, ластится, проявляет интерес. Плачем, гневом, криком или печалью он ничего не добьется: взрослые к нему не подходят. В результате дети вырабатывают особый тип поведения – они нарочно улыбаются, но им совсем не радостно. Такое поведение помогает им привлекать к себе внимание взрослых, поскольку другие действия оказываются неэффективными. Эмоциональное состояние детей не соответствует эмоциям на лице. В доме  ребенка дети совершают очень много стереотипных действий: раскачиваются на стуле, теребят предметы, кидают игрушки, могут попытаться ударить взрослого. Негативные эмоции, не отражаясь на лице, находят выход в поведении. Если бы негативные эмоциональные выражения и сигналы детей правильно «читались» взрослыми, не было бы поиска других способов выплеска негативных переживаний. В свободной игре детей из дома ребенка выше интенсивность печали, а в ситуации воссоединения – гнева и печали. Эта печаль есть эмоция, перешедшая в фоновое эмоциональное состояние: как бы ни улыбался ребенок, у него все равно остается осадок грусти.

Специфика общения детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками. 

Ребенок  внимательно слушает разговоры взрослых, когда, казалось бы, к нему не обращаются, а сам он занят игрой. Это пристальное внимание к речи взрослых просматривается всякий раз, когда ребенок вдруг включается в контекст взрослого общения, давая свои эмоциональные оценки. Удовольствие, которое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз приближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. Общение в раннем возрасте состоит в постоянном обращении ребенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок открывает для себя, что он является источником своей воли и начинает опробовать свою волю в общении со взрослыми и сверстниками. Все эти виды социальной активности занимают ребенка достаточно глубоко и являются значимыми для него, но большую часть времени он проводит в предметной деятельности за изучением предметного мира и освоением орудийных и соотносящих действий. Ребенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Эти приемы являются в целом социально приемлемыми, так как ребенок умеет хорошо реагировать  на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои неудачные промахи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии; он умеет также выразить чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуации. Но, все эти возможности  общения могут не использоваться, когда малыш утомился, когда он не понят, когда его проигнорировали и выказали невнимание. Уже к концу младенческого, началу раннего возраста у ребенка вырабатывается знаковая система (мимика, особенно улыбки, жесты, восклицания и т.д.). Такие значимые для общения образования формируются на врожденной основе через подражание взрослому, которое является первой формой  взаимоотношений. Элементарная знаковая система, которой овладевает ребенок, превращается в стимул для ответной реакции взрослого. При этом для установления  отношений взрослый использует разнообразные приемы телесного контакта с малышом (гладит, похлопывает, тормошит, тянет за ручки и ножки, «тузит» и др.). Ребенок сам побуждает взрослого  на общение и взаимодействие с его состояниями - от детской бурной радости до детского горя. Ему так важно чувствовать глубокую эмоциональную заинтересованность в нем! Конечно, его чувства эгоистичны, но именно через них он осваивает первые этапы взаимодействий людей, вступает на путь развития эмоциональной причастности к человеческому роду. 

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстникамиВ раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мячом, овладение тем или иным действием с предметом и т.п.), определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка развивается рефлексия на свои достижения и достижения другого. Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет контролировать свои эмоции и свою волю. В условиях готовности к общению с ребёнком  со стороны взрослого повышаются настроение и связанная с этим общая активность ребенка. Именно в этом случае говорят об эмоциональной подпитке.

Потребность ребёнка в любви и одобрение его взрослым.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. В обыденной жизни отношение окружающих к ребенку имеет широкую палитру чувств, вызывая у него разнообразные ответные чувства - радость, гордость, обиду и т.д. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. Можно сказать, что потребность в любви и эмоциональной защите делает его игрушкой эмоций взрослого. Ребенок, будучи зависим от любви взрослого, сам испытывает чувство любви к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам. Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка обидчиком. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную. Потребность в любви и одобрении вызывает чувство ревности к тем, кто пользуется, как кажется ребёнку, большим вниманием. Потребность в любви и одобрении, являясь условием обретения эмоциональной защиты и чувства привязанности к взрослому, обретает негативный оттенок, проявляясь в соперничестве и ревности.

Стили общения с ребёнком, предлагаемые взрослыми.

Просматриваются следующие стили воздействия взрослого на ребенка.

Авторитарный стиль - жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение. Несмотря на малый возраст ребенка, ему предъявляют требования неукоснительного подчинения. Нередко в таких взаимоотношениях от ребёнка ждут  достижений, превосходящих его возможности.

Либерально-попустительский стиль исповедует принцип вседозволенности. Ребенок, лишаясь представлений о том, что можно и чего нельзя, не сможет вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих отношений. В этом случае любовь слепа: получая излишние ласки, ребенок не может стать самостоятельным человеком, ориентирующимся в мире прав и обязанностей.

Ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации - наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязании на признание. При доброжелательности и любви к ребенку взрослые  учат его подражанию, используют внушение и убеждение.

Список используемой литературы:

 1.Инновационные технологии развития личности воспитанника дома ребенка. Сборник № 1 Е.Д. Худенко , О.Г. Приходько, Г.В. Дедюхина, С.Н. Шаховская, Е.В. Кириллова, Л.А. Марунова. М., АНО «Центр коррекционных технологий», 2008 г.

 2.Развитие и воспитание детей в домах ребенка В.Д. Доскина, З.С. Макарова, Р.В. Ямпольская, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, М.В. Лещенко, М. «Владос-Пресс» 2007 г.

3.Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов. Под ред. С.Н. Теплюк – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

4.Основы организации воспитания и реабилитации детей – инвалидов 0-4 лет со сложной структурой дефекта. Первый выпуск. Г.В. Дедюхина, Е.Д. Худенко, Е.В. Кириллова, С.И. Шаховская, Л.А. Марунова. 2008 г. АНО «Центр коррекционных технологий».

5.Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта (первый год обучения). Второй выпуск. Е.Д. Худенко, О.Г. Приходько, Г.В. Дедюхина, С.И. Шаховская, Е.В. Кириллова, Л.А. Марунова 2008 г. М., АНО «Центр коррекционных технологий».

6.Е.В.Бондаревская. Смысл и стратегия личностно ориентированного воспитания. Педагогика 2001 г. № 1

7.Е.В. Бондаревская. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания ж. Педагогика 1996 г. № 4

8.Ю.Ф. Полаков, К.В. Солоед. Развитие инициативности у детей в условиях депривации. - Ж. «Вопросы психологии», 2000г., №4

 9.Л.И. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 г.

10.Е.Д. Худенко, С.Н. Шаховская, Л.А. Марунова. Москва 2007 г. АНО Система работы по развитию инициативности восприятия у детей от 0-4 лет в условиях дома ребенка и центра коррекционных технологий.