Использование ИКТ-потенциал взаимодействия современной семьи и ДОУ. Родительское собрание в подготовительной группе « Учёт психофизиологических особенностей будущего школьника».

Трушникова Алла Геннадьевна

В философии понятие  «взаимодействие»  определяется  как  принцип  существования  природных  и  общественных  явлений, взаимная  связь  структурных  уровней  материи, материальное  единство  мира. На  уровне  межличностных  отношений  взаимодействие  выступает  как  реально  действующая  связь  между  субъектами. Успех  взаимодействия  между  субъектами  определяется  их  готовностью  принять  общую  цель, задачи, найти  согласованные  пути  решения, добиться  благоприятного  психологического  климата, добиться  взаимопонимания  и  сотрудничества  в  достижении  совместных  целей.

           Объективная  реальность:  расслоение  на  бедных  и  богатых  обострило  отношения  внутри  каждой  семьи. Нарушилась  гармония  детско-родительских  связей. Образовалось  много  неполных  семей. Утеряны  традиции  семейной  культуры. А  ведь  это  целый  спектр  знаний  и  представлений, ценностей  и  моделей  поведения, на  которых  всё  держалось: привязанность  к  родителям, взаимоподдержка, доверие, сочувствие, дружба, уважение  к  личности  каждого  в  семье. Разрушено  понятие,  отчего  дома  как  некоего  символа, крепости, которая  всегда  будет  для  тебя  защитой, местом, где  можно  укрыться  и  получить  поддержку, понимание, любовь. А  для  ребёнка  родной  дом-это  весь  его  мир.

        Родители  на  данный  момент  очень  нуждаются  в  помощи  и  поддержке  в  воспитании  собственных  детей. Не  парадокс  ли? Одной  из  злободневных  и  актуальных  задач  нашего  времени  становиться  взаимодействие  и  сближение  образовательного  учреждения  и  семьи, а  также  распространение  накопленных  в  этом  направлении  опыта  и  технологий.

           Чтобы  родители  помогали  детскому  учреждению, их  надо  «впустить»  в  него. Руководствуясь, этим  принципом  и  девизом  «Родитель - не  гость, а  полноценный  член  команды  ДОУ», педагог  строит  своё  общение  с  родителями. Сейчас нет строгой регламентации тем собраний, каждый педагог может выбирать самостоятельно проблемы интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

           Поэтому мне бы ещё раз хотелось остановиться на разнообразии методов педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях:

·        Мониторинг речевого развития

·        Индивидуальные практикумы

·        Индивидуальное консультирование по запросам родителей

·        Ежедневное общение

·        Домашние задания

·        Игры-тренинги

·        Родительские собрания, консультации

·        Тематические выставки, памятки, информационные стенды

·        Педагогические гостиные

·        Беседы, семинары, практикумы

·        День открытых дверей

·        Деловые игры «Круглый стол»

·        Игры-тренинги

·        Комплекс наглядных средств

·        Полезная книга для родителей (образовательный минимум)

·        Устный журнал

·        Анкетирование 

 

      Одной из   новых форм проведения родительского собрания для детей подготовительной группы я выбрала  проведение тренинга с родителями и детьми «Правое- левое».

       Целью проведения данного теста стала разработка рекомендаций по оказанию педагогической  помощи детям в образовательном процессе с учетом  психофизиологических особенностей. Для реализации поставленной цели нужно провести диагностику по определению типа функциональной ассиметрии полушарий головного мозга. Какое из полушарий ведущее можно определить, проделав  четыре несложных теста.

 

Существует три типа функциональной организации полушарий мозга.

- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий-     смешанный тип.

- доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению)

- доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение)

     К односторонним представителям (правополушарным и левополушарным) принадлежат чуть меньше половины людей. Большая часть относится к равнополушарным людям.

 

     1. Сомкните  пальцы  рук.

    Левый  сверху - эмоциональный  человек (склонен  к  гуманитарным наукам) 

 

          "Правополушарные" люди обладают конкретным, образным, эмоциональным мышлением. Среди них много художников, артистов, исполнителей эстрадной музыки. Они открыты и непосредственны в выражениях чувств, наивны, доверчивы и внушаемы. Поступают "по велению сердца". Они вначале делают, а потом думают. Интуитивны, хорошо ориентируются в новой обстановке.

           Правополушарные люди - цвет нации. Имеют высокие творческие способности.

          Если не развивать правое полушарие, то центры биологической адаптации атрофируются.

          Если не развивать и не работать на правом (ведущим у человека) полушарии, он будет отставать в учебе, не реализует свой потенциал. Это сломанные судьбы людей. Именно в начальной школе 80% заболеваний получают будущие мужчины.

         Среди женщин обладают "правополушарные", среди мужчин - "левополушарные", что имеет, по всей видимости, определенный биологический смысл. Межполушарные различия у новорожденных несформированы и являются процессом онтогенеза.

 

    Правый  сверху - преобладает  аналитический  склад  ума (склонен  к 

                                точным  наукам).

                  Особенности  левополушарного интеллекта:

1) Это речевой интеллект.

2) Логик ( классифицирует по существенным признакам).

3) Аналитик (анализирует и детализирует, применяя дедуктивный способ).

4) Легко выявляет причинно-следственные связи.

5) Левое полушарие отвечает за временное (медленное), последовательное мышление. Такой человек трудно ориентируется во времени.

6) Отвечает за волю человека, за центр социальной адаптации.

7) Мышление алгоритмичное, символичное, схематичное.

Среди "левополушарных" много инженеров, математиков, философов, лингвистов. Эти люди подчеркнуто рациональны, логичны, много пишут, легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически правильную речь. У них обострено чувство долга, ответственности, принципиальности.

 

2. Прицелиться, выбрав  мишень. Зажмурить  поочерёдно  глаза, если 

    мишень  сильно  смещается  при  зажмуренном:

    левом  глазе – мягкий  и  уступчивый  характер;

    правом  глазе - твёрдый  и  решительный.

 

3. Переплести  руки  на  груди: если  сверху

    левая  рука – склонность  к  кокетству;

    правая  рука- склонность  к  простоте  и  добродушию.

 

4. Аплодисменты. Если   удобнее  аплодировать

    -левой  рукой, то  человек  подвержен  колебаниям  перед  принятием 

     решения;

    -правой  рукой, можно  говорить  о  решительности  характера.

 

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

логическое последовательное линейное, символическое, основано на реальности вербальное

 

Темная доска - светлый мел

 

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ РЕБЁНОК

Видит символы (буквы, слова). Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения. Любит смотреть фильм после чтения книги.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

интуитивное хаотическое абстрактное, ориентировано на фантазии, невербальное, вневременное, аналоговое

Светлая доска - темный мел

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ РЕБЁНОК

Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги.

     Также существует методика определения ведущего глаза и ведущего уха, которая позволяет определить в какой-то мере ведущую деятельность ребёнка в дальнейшем и охарактеризовать его особенности его развития.

                    Литература:

1.      Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода

2.     (Яссман Л.В., Данюков В.Н, 1999г.)

3.     Тест И.П. Павлова (метод определения типа функциональной асимметрии полушария) с объектами

4.     Интерпретация теста И.П. Павлова (метод определения типа функциональной асимметрии полушария) со знаками.

5.     Метод определения доминирующего полушария мозга и соответствующего типа личности. (Дубовицкая Т.В.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Использование ИКТ-потенциал взаимодействия современной семьи и ДОУ. Родительское собрание в подготовительной группе « Учёт психофизиологических особенностей будущего школьника».

   

         В философии понятие  «взаимодействие»  определяется  как  принцип  существования  природных  и  общественных  явлений, взаимная  связь  структурных  уровней  материи, материальное  единство  мира. На  уровне  межличностных  отношений  взаимодействие  выступает  как  реально  действующая  связь  между  субъектами. Успех  взаимодействия  между  субъектами  определяется  их  готовностью  принять  общую  цель, задачи, найти  согласованные  пути  решения, добиться  благоприятного  психологического  климата, добиться  взаимопонимания  и  сотрудничества  в  достижении  совместных  целей.

           Объективная  реальность:  расслоение  на  бедных  и  богатых  обострило  отношения  внутри  каждой  семьи. Нарушилась  гармония  детско-родительских  связей. Образовалось  много  неполных  семей. Утеряны  традиции  семейной  культуры. А  ведь  это  целый  спектр  знаний  и  представлений, ценностей  и  моделей  поведения, на  которых  всё  держалось: привязанность  к  родителям, взаимоподдержка, доверие, сочувствие, дружба, уважение  к  личности  каждого  в  семье. Разрушено  понятие,  отчего  дома  как  некоего  символа, крепости, которая  всегда  будет  для  тебя  защитой, местом, где  можно  укрыться  и  получить  поддержку, понимание, любовь. А  для  ребёнка  родной  дом-это  весь  его  мир.

        Родители  на  данный  момент  очень  нуждаются  в  помощи  и  поддержке  в  воспитании  собственных  детей. Не  парадокс  ли? Одной  из  злободневных  и  актуальных  задач  нашего  времени  становиться  взаимодействие  и  сближение  образовательного  учреждения  и  семьи, а  также  распространение  накопленных  в  этом  направлении  опыта  и  технологий.

           Чтобы  родители  помогали  детскому  учреждению, их  надо  «впустить»  в  него. Руководствуясь, этим  принципом  и  девизом  «Родитель - не  гость, а  полноценный  член  команды  ДОУ», педагог  строит  своё  общение  с  родителями. Сейчас нет строгой регламентации тем собраний, каждый педагог может выбирать самостоятельно проблемы интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

           Поэтому мне бы ещё раз хотелось остановиться на разнообразии методов педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях:

  • Мониторинг речевого развития
  • Индивидуальные практикумы
  • Индивидуальное консультирование по запросам родителей
  • Ежедневное общение
  • Домашние задания
  • Игры-тренинги
  • Родительские собрания, консультации
  • Тематические выставки, памятки, информационные стенды
  • Педагогические гостиные
  • Беседы, семинары, практикумы
  • День открытых дверей
  • Деловые игры «Круглый стол»
  • Игры-тренинги
  • Комплекс наглядных средств
  • Полезная книга для родителей (образовательный минимум)
  • Устный журнал
  • Анкетирование  

      Одной из   новых форм проведения родительского собрания для детей подготовительной группы я выбрала  проведение тренинга с родителями и детьми «Правое- левое».

       Целью проведения данного теста стала разработка рекомендаций по оказанию педагогической  помощи детям в образовательном процессе с учетом  психофизиологических особенностей. Для реализации поставленной цели нужно провести диагностику по определению типа функциональной ассиметрии полушарий головного мозга. Какое из полушарий ведущее можно определить, проделав  четыре несложных теста.

Существует три типа функциональной организации полушарий мозга.

- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий-     смешанный тип.

- доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению)

- доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение)

     К односторонним представителям (правополушарным и левополушарным) принадлежат чуть меньше половины людей. Большая часть относится к равнополушарным людям.

     1. Сомкните  пальцы  рук.

    Левый  сверху - эмоциональный  человек (склонен  к  гуманитарным наукам)  

 

          "Правополушарные" люди обладают конкретным, образным, эмоциональным мышлением. Среди них много художников, артистов, исполнителей эстрадной музыки. Они открыты и непосредственны в выражениях чувств, наивны, доверчивы и внушаемы. Поступают "по велению сердца". Они вначале делают, а потом думают. Интуитивны, хорошо ориентируются в новой обстановке.

           Правополушарные люди - цвет нации. Имеют высокие творческие способности.

          Если не развивать правое полушарие, то центры биологической адаптации атрофируются.

          Если не развивать и не работать на правом (ведущим у человека) полушарии, он будет отставать в учебе, не реализует свой потенциал. Это сломанные судьбы людей. Именно в начальной школе 80% заболеваний получают будущие мужчины.

         Среди женщин обладают "правополушарные", среди мужчин - "левополушарные", что имеет, по всей видимости, определенный биологический смысл. Межполушарные различия у новорожденных несформированы и являются процессом онтогенеза.

    Правый  сверху - преобладает  аналитический  склад  ума (склонен  к  

                                точным  наукам).

                  Особенности  левополушарного интеллекта:

1) Это речевой интеллект.

2) Логик ( классифицирует по существенным признакам).

3) Аналитик (анализирует и детализирует, применяя дедуктивный способ).

4) Легко выявляет причинно-следственные связи.

5) Левое полушарие отвечает за временное (медленное), последовательное мышление. Такой человек трудно ориентируется во времени.

6) Отвечает за волю человека, за центр социальной адаптации.

7) Мышление алгоритмичное, символичное, схематичное.

Среди "левополушарных" много инженеров, математиков, философов, лингвистов. Эти люди подчеркнуто рациональны, логичны, много пишут, легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически правильную речь. У них обострено чувство долга, ответственности, принципиальности.

2. Прицелиться, выбрав  мишень. Зажмурить  поочерёдно  глаза, если  

    мишень  сильно  смещается  при  зажмуренном:

    левом  глазе – мягкий  и  уступчивый  характер;

    правом  глазе - твёрдый  и  решительный.

3. Переплести  руки  на  груди: если  сверху

    левая  рука – склонность  к  кокетству;

    правая  рука- склонность  к  простоте  и  добродушию.

4. Аплодисменты. Если   удобнее  аплодировать

    -левой  рукой, то  человек  подвержен  колебаниям  перед  принятием  

     решения;

    -правой  рукой, можно  говорить  о  решительности  характера.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

логическое последовательное линейное, символическое, основано на реальности вербальное

Темная доска - светлый мел

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ РЕБЁНОК

Видит символы (буквы, слова). Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения. Любит смотреть фильм после чтения книги.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

интуитивное хаотическое абстрактное, ориентировано на фантазии, невербальное, вневременное, аналоговое

Светлая доска - темный мел

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ РЕБЁНОК

Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги.

     Также существует методика определения ведущего глаза и ведущего уха, которая позволяет определить в какой-то мере ведущую деятельность ребёнка в дальнейшем и охарактеризовать его особенности его развития.

                    Литература:

  1.  Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода
  2. (Яссман Л.В., Данюков В.Н, 1999г.)
  3. Тест И.П. Павлова (метод определения типа функциональной асимметрии полушария) с объектами
  4. Интерпретация теста И.П. Павлова (метод определения типа функциональной асимметрии полушария) со знаками.
  5. Метод определения доминирующего полушария мозга и соответствующего типа личности. (Дубовицкая Т.В.)