Роль развития речевого аппарата в развитии речи ребёнка.

Трушникова Алла Геннадьевна

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

      Воспитание речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, включает умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.

      Для развития звуковой стороны речи огромное значение имеет  развитие подвижных мышц артикуляционной моторики. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика.

       Артикуляционная гимнастика – это система упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увули (нёбного язычка), зубов, альвеол и твердого неба.           

        Развитие артикуляционной моторики у дошкольников – это сложный педагогический процесс, так как он осуществляется за счет специальных многократно повторяемых упражнений. Для точного восприятия, понимания и усвоение каждого упражнения необходима достаточность, сформирован-ность зрительного и слухового восприятия, внимание, память, способность концентрации воли, усидчивость, хорошо развитая работоспособность.

       В логопедической практике существуют различные подходы к классификации артикуляционной гимнастики.

       Первый подход классифицирует артикуляционную гимнастику по активности ребенка при ее выполнении:

        а) Пассивная артикуляционная гимнастика.

Данный вид гимнастики предполагает, что активизирует артикуляционные подвижные органы артикуляции не сам ребенок, а педагог. Пассивная гимнастика применяется при детском церебральном параличе, дизартрии, моторной алалии, моторной афазии, т.к. при данных нарушения артикуляционные мышцы имеют ограниченные возможности для произвольных движений. Цель данной гимнастики – стимулирование кинестетических ощущений от движений активных органов артикуляции.

        б) Пассивно-активная артикуляционная гимнастика осуществляется на безусловно-рефлекторной основе.

Активные движения подвижных органов артикуляции вызываются пищевым раздражителем.

       в) Активная артикуляционная гимнастика.

Цель гимнастики – это выработка полноценных, точных, плавных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения и сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Упражнения выполняются самим ребенком по образцу.

        Второй подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на различные группы мышц: упражнения для мышц плечевого пояса; упражнения для мышц шеи; гимнастика жевательно-артикуляционных мышц; упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти; гимнастика мышц зева и глотки; упражнения для активизации мышц мягкого неба; упражнения для языка; гимнастика для губ и щек.

       Третий подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на формирование артикуляционных укладов различных фонетических групп (звуков позднего онтогенеза): для свистящих звуков; для сонорных звуков «л» и «ль»; для сонорных звуков «р» и «рь».

        Методика проведения артикуляционной гимнастики.

        Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются простые статические движения органов артикуляции. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма. Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.

       На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течении 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Речевую гимнастику можно проводить с подгруппами и индивидуально.

 При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику нужно более эмоционально, в игровой форме.

       Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов - и более.

       Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы - ярко окрашены.

       Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. В зависимости от вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы.

 

                      Работа организуется следующим образом.

1.     Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые   

приемы.

 2. Педагог показывает выполнение упражнения.

 3. Выполнение  упражнений детьми перед зеркалом.

 4. Проверка правильности выполнения упражнений, указание на ошибки.

 5.Выполнение упражнений без зеркала (если это возможно).

       В начале работы может быть напряжённость движений речевых органов. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными.

       Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональ-ный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения.

        Поддержать интерес детей помогает использование  различных игровых  логопедических придумок, например  Сказка о Весёлом Язычке (рассказать и показать сказку, раздать буклеты с текстом сказки).  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль  развития речевого аппарата

________в развитии речи ребёнка.  

                                   

       Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

      Воспитание речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, включает умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.

      Для развития звуковой стороны речи огромное значение имеет  развитие подвижных мышц артикуляционной моторики. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика.

       Артикуляционная гимнастика – это система упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увули (нёбного язычка), зубов, альвеол и твердого неба.          

        Развитие артикуляционной моторики у дошкольников – это сложный педагогический процесс, так как он осуществляется за счет специальных многократно повторяемых упражнений. Для точного восприятия, понимания и усвоение каждого упражнения необходима достаточность, сформирован-ность зрительного и слухового восприятия, внимание, память, способность концентрации воли, усидчивость, хорошо развитая работоспособность.

       В логопедической практике существуют различные подходы к классификации артикуляционной гимнастики.

       Первый подход классифицирует артикуляционную гимнастику по активности ребенка при ее выполнении:

        а) Пассивная артикуляционная гимнастика.

Данный вид гимнастики предполагает, что активизирует артикуляционные подвижные органы артикуляции не сам ребенок, а педагог. Пассивная гимнастика применяется при детском церебральном параличе, дизартрии, моторной алалии, моторной афазии, т.к. при данных нарушения артикуляционные мышцы имеют ограниченные возможности для произвольных движений. Цель данной гимнастики – стимулирование кинестетических ощущений от движений активных органов артикуляции.

        б) Пассивно-активная артикуляционная гимнастика осуществляется на безусловно-рефлекторной основе.

Активные движения подвижных органов артикуляции вызываются пищевым раздражителем.

       в) Активная артикуляционная гимнастика.

Цель гимнастики – это выработка полноценных, точных, плавных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения и сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Упражнения выполняются самим ребенком по образцу.

        Второй подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на различные группы мышц: упражнения для мышц плечевого пояса; упражнения для мышц шеи; гимнастика жевательно-артикуляционных мышц; упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти; гимнастика мышц зева и глотки; упражнения для активизации мышц мягкого неба; упражнения для языка; гимнастика для губ и щек.

       Третий подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на формирование артикуляционных укладов различных фонетических групп (звуков позднего онтогенеза): для свистящих звуков; для сонорных звуков «л» и «ль»; для сонорных звуков «р» и «рь».

        Методика проведения артикуляционной гимнастики.

        Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются простые статические движения органов артикуляции. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма. Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.

       На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течении 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Речевую гимнастику можно проводить с подгруппами и индивидуально.

 При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику нужно более эмоционально, в игровой форме.

       Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов - и более.

       Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы - ярко окрашены.

       Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. В зависимости от вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы.

                      Работа организуется следующим образом.

  1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые  

приемы.

 2. Педагог показывает выполнение упражнения.

 3. Выполнение  упражнений детьми перед зеркалом.

 4. Проверка правильности выполнения упражнений, указание на ошибки.

 5.Выполнение упражнений без зеркала (если это возможно).

       В начале работы может быть напряжённость движений речевых органов. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными.

       Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональ-ный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения.

        Поддержать интерес детей помогает использование  различных игровых  логопедических придумок, например  Сказка о Весёлом Язычке (рассказать и показать сказку, раздать буклеты с текстом сказки).