Возрастные особенности развития и трудности формирования графомоторного навыка у детей дошкольного возраста. Учимся правильно штриховать.

Трушникова Алла Геннадьевна

Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Это воп-рос волнует не только родителей будущих первоклассников, но и нас педагогов. Многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма. Поэтому,

важным параметром  школьной зрелости является уровень  развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и лёгкость форми-рования этого навыка. У большинства современных детей  отмечается общее моторное отставание, в особенности у живущих в городах.

Начинать развитие осязания  и моторики рук необходимо  с самого рождения малыша. Выполнение  в младенческом возрасте пальчиковой гимнастики (массажа пальцев) очень хорошо активизирует работу головного мозга. В младшем и среднем дошкольном возрасте можно давать упражнения с использованием дополнительных предметов (пуговицы, бусинки, шнуровки). В старшем дошкольном возрасте нужно добавлять  упражнения на подготовку руки к письму: штриховку, обводку, дорисовку и др.

Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений.

Нарушения письма создаст препятствия в овладении грамотой, и приводят к трудностям в обучении и адаптации ребёнка в школе.

Анализ письма учеников 2-х классов со зрительно-пространственной дисграфией (оптической)  позволяет выделить следующие трудности:

- затруднение в ориентировке на тетрадном листе, нахождении начала  

  строки;

- удерживание строки;

- колебание наклона и высоты буквы;

- несоответствие их элементов по размеру, раздельное написание внутри

  слова;

- замена зрительно похожих и близких по написанию букв, замена

  рукописных букв печатными, необычный способ написания

  букв (особенно прописных);

- устойчивая зеркальность при написании букв Е-З, С, замены букв б-д-в

  и т.д.;

- пропуск и замены гласных, в том числе и ударных;

- нарушение порядка букв;

- тенденция к фонетическому письму (радсно -радостно);

- написание слов с предлогами слитно, а приставок раздельно.

Возрастные особенности развития графомоторного  навыка с 1,5 лет и до семи подробно представлены в памятке (раздать памятки для логопедов и родителей). А сейчас, мне хотелось бы  остановиться на сформированности мелкой моторики детей 6-7летнего возраста.

         В 6-7 летнем возрасте  в норме ребёнок хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. В этом возрасте  ребёнок должен выполнять следующие виды штриховок:

-  прямые вертикальные (сверху вниз);

-  горизонтальные (слева направо);

-  наклонные, клубочками (круговыми движениями руки,  имитирующими    

   наматывание и разматывание нити);

-  полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши);

-  крупными петельками.

       Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки без отрыва от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время работы с тетрадью с 10 до 15-20 минут.

Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения.

        Уровень  сформированности мелкой моторики ребёнка можно пронаб-людать  при рисовании или закрашивании. Если он постоянно  переворачи-вает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движе-ний пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточ-ный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладе-нии графическим навыком в школе будет значительным. Следует также обращать внимание на такие ошибки:

- невозможность пересчитать пальцы;

- пропуск то одного, то другого пальца;

- лишние движения на другой руке, ноге (синкенезии);

- при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски

  пальцев, возвраты;

- медленное выполнение отстукивания ритмов;

- при выполнении проб повышенный мышечный тонус, резкость движений.

Нелюбовь к рисованию – тоже является одним из показателей наруше-ния развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять ими.

Для развития графического навыка следует использовать:

- графический диктант;

- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

- рисование по точкам, контурам, клеточкам;

- штриховка с различным направлением движения руки, силуэтные   

   штриховки.

          Очень важно обучать ребёнка правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

           Регулярные занятия с детьми обеспечат правильное и красивое письмо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития и трудности формирования

графомоторного навыка у детей дошкольного возраста.

Учимся правильно штриховать.

Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Это воп-рос волнует не только родителей будущих первоклассников, но и нас педагогов. Многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма. Поэтому,

важным параметром  школьной зрелости является уровень  развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и лёгкость форми-рования этого навыка. У большинства современных детей  отмечается общее моторное отставание, в особенности у живущих в городах.

Начинать развитие осязания  и моторики рук необходимо  с самого рождения малыша. Выполнение  в младенческом возрасте пальчиковой гимнастики (массажа пальцев) очень хорошо активизирует работу головного мозга. В младшем и среднем дошкольном возрасте можно давать упражнения с использованием дополнительных предметов (пуговицы, бусинки, шнуровки). В старшем дошкольном возрасте нужно добавлять  упражнения на подготовку руки к письму: штриховку, обводку, дорисовку и др.

Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений.

Нарушения письма создаст препятствия в овладении грамотой, и приводят к трудностям в обучении и адаптации ребёнка в школе.

Анализ письма учеников 2-х классов со зрительно-пространственной дисграфией (оптической)  позволяет выделить следующие трудности:

- затруднение в ориентировке на тетрадном листе, нахождении начала  

  строки;

- удерживание строки;

- колебание наклона и высоты буквы;

- несоответствие их элементов по размеру, раздельное написание внутри

  слова;

- замена зрительно похожих и близких по написанию букв, замена

  рукописных букв печатными, необычный способ написания

  букв (особенно прописных);

- устойчивая зеркальность при написании букв Е-З, С, замены букв б-д-в

  и т.д.;

- пропуск и замены гласных, в том числе и ударных;

- нарушение порядка букв;

- тенденция к фонетическому письму (радсно -радостно);

- написание слов с предлогами слитно, а приставок раздельно.

Возрастные особенности развития графомоторного  навыка с 1,5 лет и до семи подробно представлены в памятке (раздать памятки для логопедов и родителей). А сейчас, мне хотелось бы  остановиться на сформированности мелкой моторики детей 6-7летнего возраста.

         В 6-7 летнем возрасте  в норме ребёнок хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. В этом возрасте  ребёнок должен выполнять следующие виды штриховок:

-  прямые вертикальные (сверху вниз);

-  горизонтальные (слева направо);

-  наклонные, клубочками (круговыми движениями руки,  имитирующими    

   наматывание и разматывание нити);

-  полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши);

-  крупными петельками.

       Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки без отрыва от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время работы с тетрадью с 10 до 15-20 минут.

Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения.

        Уровень  сформированности мелкой моторики ребёнка можно пронаб-людать  при рисовании или закрашивании. Если он постоянно  переворачи-вает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движе-ний пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточ-ный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладе-нии графическим навыком в школе будет значительным. Следует также обращать внимание на такие ошибки:

- невозможность пересчитать пальцы;

- пропуск то одного, то другого пальца;

- лишние движения на другой руке, ноге (синкенезии);

- при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски

  пальцев, возвраты;

- медленное выполнение отстукивания ритмов;

- при выполнении проб повышенный мышечный тонус, резкость движений.

Нелюбовь к рисованию – тоже является одним из показателей наруше-ния развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять ими.

Для развития графического навыка следует использовать:

- графический диктант;

- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

- рисование по точкам, контурам, клеточкам;

- штриховка с различным направлением движения руки, силуэтные    

   штриховки.

          Очень важно обучать ребёнка правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

           Регулярные занятия с детьми обеспечат правильное и красивое письмо.

Литература:

«Логопед» ж-л №3, 2012

«Логопед» ж-л №4, 2012

«Логопед» ж-л №5, 2012