Уголок природы в нашей группе № 4 «Солнышко»

Купцова Ольга Николаевна

Чрезвычайно актуальной проблемой современности является, конечно же, взаимодействие человека с природой. С каждым годом наносится великий урон живой природе. И как бы мы взрослые не вели себя, и что бы ни говорили в своё оправдание, от этой темы нам деваться некуда. И чтобы начать решать эту проблему, нужно начинать экологическое воспитание всего населения, с малых до великих. Начало формирования экологической направленности личности лежит в дошкольном детстве, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти.

В нашей группе одним из элементов развивающей предметной среды является уголок природы.

Цель создания уголка природы в группе – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни,

Работу в этом направлении мы начинали с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

Цель организации уголка природы в подготовительной группе – продолжать работу по углублению и обобщению знаний о растениях и животных (особенностях внешнего вида, размножении и т.п.), развивать умение обобщать накопленные представления о природе. Учить ответственно относится к природе, понимать её законы. Продолжать формировать умения самостоятельно работать в уголке природы.

Чтобы достичь эти цели, мы создаём все условия для формирования у наших детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

В  группе уголок природы находится в специально отведённом, хорошо освещённом месте. В нём размещены природные объекты для ухода и наблюдений. В уголке природы находятся: комнатные растения , мини огород, природный материал, инвентарь для ухода за растениями, художественная литература, календарь природы, альбомы на темы «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Комнатные растения», «Рыбы», «Деревья и кустарники» и др., папки раздвижки со стихами, пословицами, загадками, потешками, природными приметами, детскими рисунками и детские поделки.

На протяжении всего учебного года, мы проводим с детьми ежедневный уход за комнатными растениями в уголке природы.

С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение для ухода за комнатными растениями являются утренние часы (до завтрака).

В уголке ежедневно дежурят по два ребёнка. Один ребёнок поливает и опрыскивает цветы, другой протирает пыль (влажной мягкой тряпочкой или губкой) и если надо рыхлит землю. Поливка цветов – один из сложных для детей приёмов. Нужно научить детей тому, что не все цветы одинаково поливают. Одни цветы болеют от излишней влаги, другие от её недостатка. Так же учим учитывать время года, во время усиленного роста – поливают усиленно, во время покоя – поливку сокращают, а также учитывается роль света, тепла и влаги в жизни растений. Вместе с воспитателем  производит, при надобности,  подкормку. Правильное  общение с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дети учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определять, чего им не хватает в данный момент, учатся выполнять трудовые действия и овладевают орудием труда, а мы, в своё время, помогаем испытывать радость от хорошо выполненной работы. Дети сами уже умеют распределять между собой обязанности. Общение сводится к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. В беседах с детьми, углубляем и закрепляем знания дошкольников о разнообразии растений на земле. Чтобы закрепить впечатления, используем художественное слово, народные приметы, загадки. И обязательно мы находим возможность похвалить ребёнка, не один раз, а несколько раз на протяжении всего мероприятия. Такое педагогическое общение в совместной деятельности, очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Когда в уголке природы зацветают те или иные растения, мы учим детей оценивать особенную красоту цветущих растений, бережно относиться к ним во время ухаживания за ними, т.к. они требуют более внимательного отношения к себе (изменение условий для нормального их роста и развития: большее количества света, уменьшение или увеличение поливки).

В каждой возрастной группе мы воспитываем в детях желание ежедневно ухаживать за комнатными растениями, объясняем, почему это надо делать. Дети знают о пользе комнатных растений, поэтому с удовольствием ухаживают за ними: опрыскивают, поливают, протирают.

Уход за комнатными растениями способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. Мы постарались создать такие условия (разнообразие комнатных растений по происхождению, по разнообразию семейств, по размеру), чтобы дети видели красоту растений, разнообразие их красок и форм, предпочтение живым растениям перед искусственными.

У детей формируются нравственные качества, т.е. регулярное ухаживание, умение сохранить окружающую красоту природы.

Вместе с детьми выращиваем в группе лук (в лотках), овёс (в сетке с опилками). Для этого используем удобный лоток с отдельными стаканчиками для рассады. Посадку производим на занятиях, где каждому ребёнку даётся свой стаканчик. Это удобно тем, что задействован каждый ребёнок. Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними. Во время наблюдений за ростом рассады дети отражают происходящие изменения в своих рисунках. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка. Дети ведут наблюдения, у них возникают вопросы, на которые они получают ответы.

В уголке природы , есть зона, где дети индивидуально занимаются с природным материалом: семечки различных видов (арбузные, тыквенные, подсолнуха, различные крупы, скорлупа грецкого ореха, фисташек, яичная скорлупа, шишки, их семена, ракушки.     Листья мы собираем на прогулках, экскурсиях, а также дети вместе с родителями приносят их в группу и используют их в своих поделках, которыми они занимаются в свободное от занятий время. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка в результате экспериментирования с природным материалом.

В уголке природы, так же дети отмечают погодные изменения в календаре природы. Каждый день дети наблюдают за погодой, а затем мы беседуем об изменениях погоды, выясняем, почему они произошли. Заполнение календаря - важная совместная, практическая, систематическая деятельность, в процессе которой обучаем детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучаем детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, осуществляем познавательное общение с дошкольниками, - показываем, где и что надо изобразить, поясняем, поправляем, в общем, доброжелательно помогаем им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом, а именно, развивает у детей наблюдательность, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

Имеющая в уголке литература помогает детям закрепить те знания, которые они получили на занятиях по экологии. Так же из литературы они могут узнать много нового для себя, например: место обитания различных животных и растений, или же как появляются на свет цыплята). Так же в уголке имеется художественная литература, оформленная красочными иллюстрациями. Например: «Кто живёт в пустыне» Г. Ганейзер, «Золотой луг» М.Пришвин, «Лесные домишки» В. Бианки и др. В нашем уголке литературы достаточно, но мы её выставляем не всю сразу. А периодически меняем. В свободное время. Дети с большим интересом её рассматривают, ведут обсуждения между собой, задают вопросы нам, на которые мы даем достаточно полные ответы.

В уголке природы мы с детьми постоянно выставляем их работы с природного материала и рисунки. Дети отражают в своих работах взаимосвязь между живыми организмами (животными), об их отношениях с окружающей средой, о месте их обитания. Например: поделки (коллективные) «Кто живёт на лесной поляне, «У бабушки во дворе». Создавая такие совместные работы с детьми и воспитателем, дети знакомятся с изменением жизни живых организмов в разные сезоны. И нужно показать детям, что если уничтожить один из компонентов живой природы, то нарушится цепочка взаимосвязи. В своих рисунках, дети отражают последовательность роста какого-либо растения. Это может быть луковица в банке, посаженая в воду для проращивания, ветки деревьев (которые дети нашли на прогулке кем-то сорванные). Создавая для детей все эти компоненты (выше описанные) уголка природы, помогают нам более объёмно и успешно дать знания детям о великом взаимодействии человека с природой.

Наблюдая за растениями, работая в уголке природы, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Они любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

Постоянно нужно работать с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Родители принимают активное участие в оборудовании уголка, приобретении цветов, нужной литературы. Вместе с детьми изготавливают поделки из природного материала.

Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.