Какие они разные! Размышления о родителях группы используя наблюдения.

 Киселева Ирина Ивановна

Самое трудное в работе педагога –это работа с родителями, нужно не просто улыбаться каждое утро-вечер, но и общаться-консультировать, отвечать на вопросы, что-то объяснять и разъяснять. Современные родители очень начитаны, компетентны во всем, благодаря интернету.  Они все разные и к каждому нужен свой подход. А для этого не достаточно знать их имена и отчества. Многолетние наблюдение за семьями своих воспитанников, позволило мне сделать свою классификацию родителей группы и понять –как же с ними такими разными, колючими и уступчивыми, раздражительными и отзывчивыми найти общий язык, сделать нашу жизнь интересной для всех, приостановить их бег от всевозможных нескончаемых проблем и заставить посмотреть на желания и детские проблемы их сыновей и дочерей.

Итак.

Трудоголики ,

работа у них на первом месте, как средство добычи материального благополучия. Глядя на этих родителей, всегда задаешь себе вопрос-зачем вам ребенок? Как правило в таких семьях  оба родителя работают. Этих родителей бесполезно привлекать к жизни группы и ДОУ в целом. Они не посещают родительских собраний, не принимают участие в субботниках, посещают праздничные утренники раз в году и вообще не оказывают никакую помощь группе-у них просто нет на это время, они своего то ребенка видят 2 часа в день-утром, во время пробуждения и вечером, после того как последнего (во всем детском саду) заберут домой. Воспитателей они воспринимают как удобных для них нянек, главное, что их интересует из жизни собственного ребенка в ДОУ- ел ли? Спал ли? Гулял ли? На все просьбы воспитателей, говорят: «Сколько это стоит, я лучше заплачу, только не трогайте меня!» И все ж этих   родителей можно повернуть лицом к своему ребенку и к группе, но необходимо потерпеть, пока их ребенок не перейдет в старшую группу. В этом возрасте он все уже хорошо понимает. Видит, как Полина и ее мама пришли утром с поделкой, Армен загадочно улыбается-мама достала пакет, в группе фестиваль «Новогодних масок» -сегодня все принесут, будет выставка, а мама вчера опять пришла поздно, и воспитатель не смогла с ней поговорить, так как мама войдя на территорию сада продолжала говорить с кем- то по телефону. И слезы обиды, опять мы ничего не сделали, опять будут хвалить не меня с мамой. И поверьте-ребенок заставит свою маму взглянуть на его проблемы и его желания! Креативная елочка Сони участвовала во Всероссийском Конкурсе экоелок!

 

Садовники

это родители долгожданного ребенка, родители, которые «выращивают» своего сына-дочь, как цветы в оранжерее, в очень хорошем смысле этого слова. Как правило это единственный ребенок в семье, родители работают оба, но все свое свободное время они проводят со своим ребенком обучая его всем жизненным премудростям, они активно участвуют в жизни группы, сада. Ко всему подходят серьезно, в творчестве (любом) активны, все выполняется совместно с ребенком. Единственное от чего отказываются-от субботников в ДОУ, предпочитая в субботу- воскресенье совместный семейный отдых. Родители этой группы сговорчивы, не вступают в споры, каждое поручение –задание воспринимают по- доброму, как хорошую идею для совместного творчества и обучения своего ребенка.

На этих родителей можно положиться для участия в мероприятиях за пределами дошкольного учреждения.

 

Активисты

в семье 2-3 ребенка, как правило погодки и посещают одно и тоже дошкольное учреждение. Это самая большая подгруппа, самая деятельная. На них можно положиться всегда- они участвуют во всех мероприятиях. Выручают в самую трудную минуту. Работа с ними идет с 2-х а то и с 3-с сторон. Мамы в этих семьях не работают, основная ее работа-дети, детишки ухожены, они много гуляют, почти не болеют. Поздними вечерами, когда все умыты и уложены в постели, мамы занимаются творчеством-рисуют, клеят, вырезают, делают поделки в 2-х, а то и в трех экземплярах. В выходные дни по возможности посещают культурные мероприятия города, фотографируют, предоставляют творческие отчеты.

Семьи очень позитивные- охотно предлагают свою помощь в субботниках, первыми откликаются на призыв к участию во всех мероприятиях детского сада.

 

Проблемные(?)

-это неблагополучные семьи, их немного, но они все ж есть. В этих семьях 1 и более детей, родители или родитель (если семья неполная) постоянно нигде не работают. Этих родителей практически невозможно ничем заинтересовать, им нет дела до жизни группы, для них главное, что ребенок под присмотром и накормлен, они плохо идут на контакт, родительские собрания посещают с неохотой, на просьбы не откликаются, ссылаясь на проблемы со здоровьем, с деньгами. У них на все случаи жизни есть отговорки. Дети в этих семьях до старшей группы не воспринимают бурно  успехи других детей, их радость от участия в мероприятиях, они все держат в себе, выражая свои эмоции агрессией в отношении других(дерутся, отбирают игрушки, капризничают, проявляют упрямство).В 5-6 лет, видя безразличие со стороны родителей и слыша их постоянные отговорки, сами активизируются-в  любое свободное время рисуют, лепят, вырезают, клеят, пытаются что то смастерить.

Дима, как только объявлялась тема очередного Конкурса, вечерами перед приходом мамы, старался самостоятельно сделать поделку. Иногда забирал домой незаконченный рисунок, чтобы утром принести его в сад. Это был его вклад в такую интересную жизнь его группы.

 

Конечно вся эта классификация условна, в каждом детском коллективе свои семьи, у них свои проблемы ,но они все одинаковы в одном-их обязательно нужно хвалить при детях, говорить какие они трудолюбивые, творческие, как любят своего ребенка, стремятся сделать его жизнь в ДОУ интересной, яркой, не забываемой!