Приобщение детей к культуре: после трех уже поздно!

Тихонова Ирина Александровна

 

С какого возраста стоит приобщать детей к культуре, и с чего лучше начинать? Такой вопрос задают все родители, стремящиеся к гармоничному развитию чада и не желающие пускать формирование личности ребенка и его мировоззрения “на самотек”.

Однозначно на этот вопрос ответить сложно, потому что приобщение детей к культуре – во многом процесс достаточно спонтанный, и начинается он с того самого момента, когда ребенок начинает “отражать” окружающую действительность (в возрасте 2-3 месяцев). В этом возрасте все происходящее вокруг ребенок фиксирует пока еще не целенаправленно и неосознанно (такой процесс называется импринтингом); тем не менее, как предполагают ученые, на дальнейшее развитие малыша все, что он зафиксировал, оказывает весьма значимое воздействие.

В возрасте нескольких месяцев карапуз воспринимает какие-то очень общие моменты, связанные с понятием “культура”, в основном касающиеся принципов  взаимоотношений людей в том или ином сообществе; также он фиксирует присущие данному социуму проявления материальной культуры (те вещи, которые нас окружают). Затем, когда ребенок начинает учиться говорить, начинается его более “глубокое” погружение. В принципе, на этом этапе (примерно между 9 месяцами и 2 годами) родители как раз и могут начать планомерное и целенаправленное приобщение ребенка к культуре в ее классическом понимании, то есть к тем ее “проявлениям”, которые несут определенную моральную, эмоциональную и смысловую нагрузку. После 3-4 лет может быть уже поздно: к этому моменту ребенок уже привыкает к определенным формам подачи информации (например, если он постоянно смотрит телевизор, то ему тяжело будет выслушать прочитанную вслух сказку), и “перестроить” его будет достаточно сложно.

Зачем же приобщать детей к культурным ценностям?

Большинству родителей такой вопрос может показаться странным. Но многие ли из них смогут четко ответить на него, не используя размытые формулировки: “чтобы вырос духовно богатым человеком”, “чтобы не выглядел глупо в приличном обществе”, “для полноценного эстетического развития“? Приведем несколько достаточно конкретных аргументов в пользу раннего приобщения детей к культуре.

  • Это помогает развитию способностей ребенка. Подумайте сами – как можно узнать о том, что малыш имеет блестящие музыкальные задатки, если не давать ему слушать хорошую музыку?
  • Ребенок, хорошо знакомый с литературой (пусть даже детской) лучше усваивает язык, он более грамотен.
  • Люди, с детства знакомые с культурными ценностями, эрудированы, у них широкий кругозор, поэтому они, как правило, достаточно успешны в жизни.
  • Приобщение ребенка к культуре дает ему ознакомиться с массой возможных поведенческих моделей и человеческих типажей, что помогает ему лучше понять себя и окружающих. Особенно важно знакомить мальчика или девочку с “правильными” книгами и фильмами в так называемой эдиповой фазе (2,5 – 6 лет), когда у маленького человечка формируется гендерная самоидентификация.
  • И самое главное – культура и искусство дают ребенку (а затем и взрослому) возможность переживать многие вещи на символическом уровне, не перенося их в реальную жизнь. Талантливо написанная книга или музыкальное произведение помогают “преобразовать” человеку его природную агрессию, стремление к саморазрушению и многие другие пагубные наклонности.
С чего начать приобщение ребенка к культуре?

В обществах, где традиции воспитания детей, сформировавшиеся в течение тысячелетий, передаются из поколения в поколение, существует огромный пласт “детской культуры”, включающей в себя игры, потешки, сказки (и даже отдельно сказки на ночь, выполняющие своего рода релаксационную функцию), песни и т.д. Они предназначены для детей разных возрастов, и, соответственно, выполняют разную функцию: если потешки для малышей нескольких месяцев призваны увлечь разбушевавшееся чадо задорным ритмом, то стишки и прибаутки для годовастиков уже способствуют запоминанию малышами слов, и, соответственно, помогают научить детей говорить. Фольклор и игры, предназначенные для детей 3-4 лет, уже формируют у карапуза представление об окружающем мире, дают ему определенные модели поведения в различных ситуациях, рассказывают ему о том, что такое хорошо и что такое плохо. Волшебные сказки и мифы помогают развить интуицию ребенка, потому что действие в них разворачивается в символической плоскости, и малышу нужно научиться интерпретировать эти символы и выстраивать между ними на первый взгляд неочевидные связи.

В современном обществе уже нет такой четкой градации, хотя, конечно, тоже существует искусство для детей разных возрастов. В целом, наверное, единственный критерий, на который стоит ориентироваться при приобщении ребенка к культуре, – его живой и искренний интерес