речевая подготовка

Черкасова Наталья Васильевна

1. Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования растут и к ребенку – будущему полноправному гражданину общества. В первую очередь это касается школьного образования. Мало определить ребенка в школу, надо еще сделать так, чтобы он умел получать знания, которые ему дают. То есть нужно подготовить ребенка к школе. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение чтением и письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте. 2. Обязательной проверке подлежит следующее: 1) Правильность произношения звуков. Недопустимо наличие в речи звуковых замен (например, «сыплёнок» вместо «цыплёнок», «калтина» вместо «картина»). Такого рода дефекты в произношении звуков отражаются на письме. 2) Умение различать звуки речи на слух. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить соответствующей буквой. 3) Владение элементарными навыками звукового анализа слов. Ребенок должен отчетливо представлять последовательность звуков в слове. 4) Состояние словарного запаса. Он должен составлять не менее 2000 слов. Должны присутствовать в словаре все основные части речи, обобщающие слова (одежда, животные, овощи и т. д.). 5) Навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний. 6) Владение связной речью. Умение связно рассказывать и пересказывать. 3. Речевые проблемы у детей лучше разрешить как раз до поступления в школу по ряду причин. Во-первых, дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям. Во-вторых, своевременно нескорректированные речевые нарушения могут повлечь за собой новые, а именно, нарушение чтения и письма. Готовность к школе – вопрос серьезный. На первый взгляд, все очень сложно, но нужно сказать, что на эту подготовку у ребенка и его родителей есть целых 7 лет, что фактически он все это время развивается для того, чтобы пойти в школу, так же как и в 17 лет вся его предыдущая жизнь будет подготовкой к институту. При малейшем неблагополучии вашего ребенка обращайтесь за помощью к специалистам. Лучше лишний раз убедиться, что ваши опасения напрасны, чем потом упрекать себя в без дельности.