Взаимодействие с семьей для успешного развития и реализации личности ребенка в условиях введения ФГОС

Привалова Таисия Сергеевна

Взаимодействие ДОО с семьей в условиях введения ФГОС

 

Введение

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, которые зависят от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при условии рассмотрении проблем семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие всеми участниками образовательных отношений (педагогов, родителей и дошкольников).

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольными организациями, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

 

В настоящее время идет модернизация системы дошкольного образования и основным аспектом является  гуманизация    педагогического процесса. Целью данного процесса является   свободное развитие личности, взаимодействие с родителями.  

 Мы разделяем мнение  директора Института социологии образования РАО Владимира Собкина, о том,  что ФГОС может решить проблему доступа к качественному дошкольному образованию всех детей из разных социальных групп.   Одной из главных задач нового стандарта является повышение культуры педагогической грамотности семьи.

   Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.                                                                                  (ФГОС П.1.7).

 Влияние семейного воспитания на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Мы  понимаем, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В связи с этим актуальным является  один из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

  Анализ психолого-педагогической литературы    свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями.     В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.  

Наш детский сад является Муниципальной базовой методической  площадкой по взаимодействию с родителями по введению ФГОС  (приказ Начальника УО г. Юрга №962 от 11.12.2013г.).

    В отечественной педагогике работа с семьей определена как один из сложных видов профессиональной деятельности.     Это обусловлено рядом причин: проблемы современной семьи с социумом, использование традиционных методов в работе.

 Таким образом, данный анализ  послужил основой для создания Модели организации взаимодействия с семьей, учитывая вариативные формы дошкольного образования ДОУ   

 Цель работывзаимодействие с семьей для успешного развития и реализации личности ребенка в условиях ведения ФГОС

     Задачи:  

v  установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника через работу Клуба выходного дня;

v  создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через совместную деятельность;

v  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях («Папина школа»).

v  систематизировать опыт семейного воспитания (Портфолио семейного успеха)  

 

Основная часть

 Работа   осуществлялась в  2 этапа:

1.      Поиск новых, инновационных форм  взаимодействия    с родителями

 При реализации данного этапа изучались новые формы взаимодействия с родителями, психолого-педагогическая литература современных педагогов, отбирали соответствующий материал для  родительских уголков, поместили информацию на сайте ДОУ и личном сайте, выпустили информационные листки в Газете ДОУ.

Для того, чтобы выяснить, как представляют себе родители взаимодействие с детским садом,  принимала участие в работе  Консультационного  пункта ДОУ для родителей , чьи  дети еще не посещают  дошкольные учреждения.

 Было проведено  анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи».  Среди разнообразных  форм  большинство   родителей заинтересовала  совместная деятельность. Провела диагностику- опрос «Какие мероприятия с участием родителей наиболее популярны для вас в детском саду?»

 

По результатам этой диагностики  с  учетом   запросов родителей, Программы ДОУ и календарного планирования .была  разработана Дополнительная общеразвивающая программа для детей и родителей     «Шаг навстречу»

  

  Были проведены совместные мероприятия, цель которых  

   взаимодействие   с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей   среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6). 

Интересно и содержательно прошли мастер-классы «Семейное древо», «Открытка-приглашение», »Скрапбукинг». Традиционными стали День Семьи, День Солнца, акции «Посади дерево». «Покормим птиц».Находят отклик у родителей и благотворительные акции.  Интересно прошел  День семейных коллекций  Активное участие приняли родители в конкурсах и выставках: «Солнышко лучистое», «70 елочек Кузбассу», «Огород на окне», «Чудеса на грядке», «Мы играем» и др.

На определенном этапе я пришла к выводу, что для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества.  И для более продуктивного взаимодействия с родителями , предложила   родителям принять участие в  работе    вариативных форм ДО- в  клубе «Выходного дня» , и Папиной школы . В рамках данных форм организовали и провели Выставку «Папа может все, что угодно», провели массовый спортивный праздник, мастеры-классы «Скрапбукинг», «Родословное древо».

Во время коллективной деятельности с родителями в непринужденной обстановке незаметно решались вопросы, проблемы по воспитанию детей, Все это в соответствии с планом, с привлечением специалистов, увлеченных мастеров.  Родители учились  понимать своего ребенка, отмечать его сильные и слабые стороны , получали  конкретные советы и рекомендации. 

На каждой встрече с родителями   выражаю благодарность тем, кто уделяет   внимание своим детям и помогает, участвует  в совместной работе. Имеются отзывы родителей в групповой Книге записей.

Родители   принимают  участие и в проектной деятельности. Например, при реализации проекта к 70- летию Победы «Дедушкина медаль»,   прошла  встреча с ветеранами в мини музее «Мгновения войны», готовили совместный семейный альбом «Они сражались за Родину».

 Общение с родителями проходит и на  сайте.

Заключение

 

 В заключение     важно  отметить,  что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.  

Они  показали следующую результативность  в нашей совместной работе  

Ø  Рост посещаемости родителями мероприятий, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.;

Ø  Повышение сформированности  представлений родителей о сфере педагогической деятельности;

Ø   Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

Ø  Повышение рейтинга нашего Учреждения;

Ø  Оформление опыта работы группы   по взаимодействию с родителями

 

   Наши планы

 

Ø  Продолжить работу по созданию и  оформлению  Портфолио семейного опыта;

Ø  Расширить работу  личного сайта  по  интерактивному общению с родителями;

Ø   Организовать совместную театральную и концертную деятельность;

Ø  Создать совместный фильм «Детский сад и семья – два берега одной реки» 

 

   Сейчас у меня- малыши . Первая встреча в этом году с родителями была посвящена введению ФГОС ДО, был предложен материал «Что должны знать родители о ФГОС?».

И впереди – новая работа, новые трудности. Но одно можно отметить, что есть  уже положительный опыт, определенные наработки,  И это может гарантировать успех и в работе с новым коллективом родителей.
 Сейчас у меня- малыши . И впереди – новая работа, новые трудности. Но одно можно отметить, что есть  уже положительный опыт, определенные наработки,  И это может гарантировать успех и в работе с новым коллективом родителей.

 

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы.  Необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.