Обобщение опыта работы по теме "Сказка, как источник творчества детей в изобразительной деятельности"

Оленина Светлана Владимировна

В народной педагогической мудрости наблюдается достаточно четкая дифференциация: пословицы – для этического воспитания, загадки – умственного, песни – для эстетического , а сказки – универсальны. Они нравственно ориентируют личность , помогают регулировать поведение человека в той или иной жизненной ситуации.

Она создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному , нереальному плану. При этом социализируется вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы. Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_sveta.id_393.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок. Сказка неотделима от красоты, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

                                                                                        В.А.Сухомлинский.

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сказка – это средство воспитания., она близка и понятна детям. Сказка помогает раскрыть духовные и творческие возможности ребенка, пробуждает в нем интерес к деятельности в том числе и к изобразительной и помогает передать свои чувства, мысли, развивает память, внимание, волю, культуру, нравственные чувства.

        Приступая к работе «Сказка как источник творчества детей»  были проанализированы программа  «Радуга» Т.Н.Дороновой по которой работает наш детский сад  и программа Т.А.Сидорчук  «Формирование творческих способностей дошкольников». В этих программах развитие творческой активности детей рассматривается, как одно из новообразований которые должны сформироваться у ребенка при выходе в школу. Программа Сидорчук раскрывает этапы творческой активности детей, методы и приемы в изобразительной деятельности, а сказка рассматривается как средство развития детей.

Поэтому грамотное использование этих двух программ очень важно и необходимо, чтобы они не мешали друг другу, а помогали.

        

        Изобразительная деятельность является одним из проявлений творчества.

 Цель моей работы: способствовать развитию творческой активности детей в изобразительной деятельности средствами сказки.

Исходя из этого я поставила перед собой  задачи, обучающего, образовательного и воспитательного характера.

         Для того чтобы  изучить особенности воображения и оценить уровень развития  детей было проведено  обследование по методике Дьяченко. По результатам отслеживания видно, что основная группа детей не умели фантазировать, не было уверенности в своих силах, не могли выбирать яркие насыщенные цвета.

Поэтому я стала использовать сказку как источник творчества детей в изобразительной деятельности. Сказки использую разного вида: русские народные, авторские, народов мира, придуманные воспитателем и детьми.

        В своей работе я использую следующие формы организации деятельности детей: деятельность организованную взрослым, совместная деятельность взрослого и ребенка и самостоятельная художественная деятельность.

        Чтобы детские работы были более интересными и разнообразными я использовала нестандартные технические методы и приемы, которые помогали детям почувствовать качество и свойство материала с которым они работали:

приемы:

  • Прорисовывание пальчиком
  • Метод оживления
  • Печать листьями
  • Тычком /поролоновой палочкой и жесткой кистью/
  • Монотипия
  • Набрызг
  • Трафареты
  • Оттиск смятой бумаги и другие.

Изобразительные методы и приемы:

  • Морфологический анализ /таблицы, круги Луллия/
  • Метод решения противоречий /словесные игры: «Хорошо – плохо», «Удобно – неудобно», «Наоборот», «Да-нетка»/
  • Метод дробления и объединения, метод фантазии.
  • Метод системного оператора.

Организации занятий по изобразительной деятельности детей, выполнению ими творческих заданий по сюжету сказок предшествовала  длительная предварительная работа.

        На первом этапе мною использовались сказки, сказочные персонажи, элементы психогимнастики, д/игры «Волшебный мешочек», «Составь картинку», театрализованные  игры, которые помогали заинтересовать детей войти в образ, понять задачу и выполнить задание героев, которые к ним приходили: Волшебники страны вообразили, Незнайка, герои сказок. Так появились работы: Волшебные овощи, Осенний лес, Волшебные картинки по сюжетам русских народных сказок и др.

Второй этап связан с поиском художественных средств. Чтобы ребенок мог воплотить свой замысел я создаю  предметную среду способствующую полноценному развитию ребенка. Вношу бумагу разной фактуры, материал для использования:

- нестандартных приемов: трафареты, зубные щетки, расчески, тампоны, штампы.

- незаконченные рисунки. Здесь использую морфологическую таблицу, которая помогает детям выбрать материал и приемы рисования, круги Луллия, которые помогают увидеть что получится при смешивании красок и служат для придумывания фантастических историй и сказок, дидактическая игра «Волшебные цвета» на смешивание красок. Обязательно выставляются образцы рисунков, аппликаций и лепки, альбомы, здесь же находится Домик, где живут волшебники страны вообразили.

 После занятий устраиваются  выставки детских работ в сказочном уголке. Дети могут обыграть свои шедевры с волшебниками, обыграть работы в игровой деятельности, драматизации. Вместе с детьми составили альбомы по сказкам: Колобок, Маша и медведь, Два жадных медвежонка и другие. Некоторые работы со сказками подарили малышам.

Непосредственно ведется работа с родителями. Устраиваются совместные выставки, совместно составляем альбомы, например «Моя любимая сказка». Совместно с родителями сочиняем собственные сказки и иллюстрируем. Также использовала индивидуальные беседы, открытые просмотры, консультации «Открытые странички», «Создание условий в семье для изодеятельности в семье».

В результате проделанной работе можно сделать вывод, что творческая активность в изобразительной деятельности средствами сказки повысилась. Поставленные задачи решены. Дети  владеют и свободно используют все известные им нестандартные приемы. Работы стали более выразительны, оригинальные, создают композицию, заполняя все пространство листа, самостоятельно выбирают материал и способы изображения. У детей сформировались нравственные качества, умеют оценивать свои работы и работы других, проявляют друг к другу сочувствие.

Перспектива на будущее: в дальнейшем я планирую проводить работу шире в лепке, аппликации используя сказку. Познакомить детей с нестандартными приемами: расчесывание, штрих, рисование солью, аппликация из ниток, мозаика из яичной скорлупы, создание лепной картины с выпуклым изображением. Планирую чаще использовать фантограмы, познакомить детей с книжной графикой, научиться делать книжки самоделки.