Развитие речи и творчества дошкольников через сказку

Гаврелюк Оксана Вячеславовна

 «Развитие речи и творчества дошкольников через сказку».

В нашем современном мире мы забыли, что такое общение. Мы перестали писать письма, поздравительные открытки, ежедневно мы получаем информацию из телевизора, компьютера. Взрослым и детям, прежде всего надо научиться общаться друг с другом. В дошкольном возрасте в этом помогает сказка. Она воспитывает добро и учит быть добрыми, ведь в сказках добро всегда побеждает зло.

Как говорил Л.Н. Толстой «Чтобы поверить в добро, надо начинать делать его».  

Хочется вспомнить пословицу: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Создание сказки собственными руками, способствует развитию творчески мыслить, грамотно общаться, быть коммуникабельными людьми.

Сказки – древнейший и вечный источник мудрости, передаваемой из поколения в поколения. В них перед ребенком ставятся мировоззренческие и этические проблемы и вопросы, показывают пути их решения, описываются персонажи с определенными характерами, поведением.

Старший дошкольник – ребенок 5-6 лет уже может отчетливо прослеживать динамику сказочного сюжета, видеть повторяющиеся фрагменты, улавливать и предсказывать реакцию персонажей, ставить себя на их место. Это ценные приобретения, которые послужат опорой социального развития ребенка, становления речи, самосознания, умения видеть и понимать другого человека, сопереживать, сочувствовать.

Останавливая внимание ребенка на отдельных эпизодах повествования, они также позволяют развивать зрительное восприятие, умение рассуждать и логически мыслить, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проверять правильность своего решения.

Нам необходимо уделять внимание решению задач воспитания культуры общения, повышению качества развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, через создания предметно-развивающей среды. Большие возможности в этом плане имеет целенаправленная работа по развитию речи и творчества дошкольников.

Применяя различные методы обследования, предлагаемые задания, игры, творческий подход ко всему, позволили выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

Речевое общение - мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками  коммуникации, направленный на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.

Перед нами стоят проблемы, как лучше развивать речь и творческую деятельность ребенка, конечно же, надо использовать нетрадиционные методы, например: взять игрушку, обыграть ее, спросить у ребенка, что мы сейчас делали? Так дети начинают составлять невероятные истории о своих игрушках, проводят с ними поучительные беседы, находят новые слова, фантазируют, обогащают свой словарный запас. И обязательно записать все его истории, сказки в книжку-малышку, которую вы сделаете сами вместе с ребенком.

Через игру рождается детская сказка. Игра в жизни человека имеет огромное значение. Играют и взрослые и дети. Отличие только в том, что для взрослых игра – средство заполнить свой досуг. В то же время, практически все, что делает ребенок - это игра. Она может быть веселой и серьезной, коллективной и одиночной. Часто игра полна повторений и почти всегда наполнена фантазией. Ведь игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, которое развивает речь, мышление, память, моторику, формирует умение управлять своим поведением и стимулирует свободу общения со сверстниками.

Общеизвестно, что движения пальцев рук, связаны с речевой функцией, поэтому нужно развивать мелкую моторику, и в этом нам поможет создание сказки своими руками.

Все ребята, безусловно, талантливы и уникальны. Дети как цветочки расцветают, занимаясь творчеством в детском саду, им нравится рисовать, они придумывают песенки, сочиняют стишки, лепят. Дети постоянно и неосознанно развивают себя, работают над собой. Они сосредоточенны на стремлении стать лучше, увереннее, умнее, сильнее. Очень важную роль в раннем возрасте играет развитие мелкой моторики и логики. Детишки  групп раннего развития с удовольствием занимаются аппликацией и лепкой, дети старшего возраста любят заниматься конструированием, особенно в нетрадиционной форме работы.  

Творческие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению. Конечно, многое происходит интуитивно, неосознанно. Но данные психологии свидетельствуют о том, что творческие интуитивные действия возникают на основе опыта и неоднократных попыток решить какую-либо  новую задачу.
В творчестве дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением и обобщением реальной практики, интуицией, обогащенной художественным опытом ребенка, и преднамеренностью поисков.

Понятия "художественно-эстетическое воспитание",  это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям.

Через эту деятельность мы формируем восприимчивость детей к миру, умение ценить прекрасное, учимся ориентироваться в современном мире, быть коммуникабельными людьми.

В своей работе я применяю инновационные методы.

 - создаем сказку своими руками (работа с бумажной салфеткой)

- комната поэзии (сочиняем стихи «лимерики», «синквейны», сказки, истории)

- талантливые во всем (разгадываем ребусы)

- «Кладовые детской мудрости» (создание детской библиотеки, книжки – малышки)

Для чего ребенку нужна сказка? «Для того чтобы создать структуру интеллекта, устанавливать разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», вещи подлинные и выдуманные»... Она – средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться… (Джанни Родари).

Правильно организованное обучение и дидактическое общение позволит детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями, развивать творческие способности ребенка в изобразительной, музыкальной и художественно-речевой деятельности. Ребенок может выразить свои эмоции и чувства словом, которое должно быть образным, емким, точным. При этом необходимо развивать и культуру общения, речевой этикет, однако воспитание культуры общения дошкольника не должно сводиться к заучиванию этикетных формул.

Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, закладывает положительное отношение к миру.

Как было выше отмечено, что творчество занимает немаловажную сторону в нашей жизни, творческая деятельность развивает личность, помогает усваивать моральные и нравственные нормы, различать добро и зло, сострадания и ненависть, смелость и трусость. Творчество формирует эстетические чувства. Через эту деятельность мы формируем восприимчивость детей к миру, умение ценить прекрасное.

Педагог сам должен испытывать и уметь выражать эмоции, привлекать ребенка к сопереживанию.

Способность творить (придумывать, сочинять, изображать, конструировать) приковывала внимание во все времена – уже с первых ступеней развития человечества, когда появились наскальные рисунки, скульптуры, элементарные постройки. Каждая эпоха высоко ценила умения своих созидателей. Что было неоднозначным? Отношение к процессу развития творчества. Так, для первобытной культуры характерно стихийное обучение и развитие, основа которой - копирование и наблюдения за природой. Для Древнего Египта главным было строгое соблюдение устоявшихся канонов и правил любого вида искусства. Древние греки, в частности считали, что детям следует предоставлять возможность творить свободно. Именно для этого периода характерны трактаты по проблеме творчества и определению его значимости в жизнедеятельности человека. В последующие эпохи этих проблем в целом касались в той или иной степени.

Чтобы воспитывать у детей качества творческой личности необходимо решить следующие задачи:

- развивать у детей творческую речевую деятельность (умение высказывать свои мысли, отстаивать идеи, фантазировать, рассуждать);

- вызвать интерес и мотивацию к ней;

- формировать поисковую активность и открытость новому;

- учить мыслить системно, воспринимать проблему всесторонне, видеть противоречия и разрешать их.

Но как побудить детей развивать свое мышление? для этого применяются следующие методы и установки:

- метод подбрасывание идей.

Всегда и везде – на занятиях, в режимных моментах, совместной деятельности решаются многочисленные вопросы (Зачем? Для чего? Как? Откуда? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем удобен? Как быть? и т.д)

- метод личного примера;

- установка на юмор и смех, дух здорового соревнования, полной занятости и заинтересованности;

- применение разнообразной деятельности, чередования физической, умственной и эмоциональной нагрузок, простого и сложного;

- развитие связи между действиями и чувствами, умения извлекать радость от обучения, гордиться собой;

- установка на самовыражение в деятельности, стремление к победе.

У каждого ребенка есть фантазия, но если ее не упражнять, не стимулировать ее рост и развитие, она зачахнет. Сочинение сказок – идеальный способ развития фантазии ребенка.