Проектный метод в работе с детьми ОНР

Ибрагимова Наталия Владимировна

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют ряд специфических особенностей, которые затрудняют развитие способностей в разных видах деятельности детей. Для решения данной проблемы  поможет совместная проектная деятельность педагогов дошкольного учреждения, родителей воспитанников и самих детей. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное любознательное, эмоционально отзывчивое.  И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать в соответствии с ФГОС ДО. Именно проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить, почувствовать себя нужным.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности и побуждает педагогов повышать  свой профессионально-творческий уровень, что и сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.
Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Для детей логопедической группы этот метод позволяет раскрыть и проявить себя, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявить свои эмоции. Активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, улучшается грамматический строй. Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны (например, проект «Все дело в шляпках», «Елка», «День Благодарения или день спасибо»). В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе, проекты делятся на игровые, творческие, познавательные и др. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня), среднесрочными и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

С 1 сентября наша группа перешла на режим работы в рамках ведения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. А это значит, с нас берут пример другие. Работа по Социально-личностному развитию, которая включает в себя: формирование правил и норм поведения в социуме, игровую деятельность, безопасность в социуме, природе, труде, трудовую деятельность, гендерное воспитание, патриотическое воспитание вынесена у нас за сетку непосредственно образовательной деятельности. В связи с этим мы строим свою работу с детьми, используя метод проектов (длительных и кратковременных). А за основу взяли календарь интересных дат. Мы привлекаем наших воспитанников к реализации намеченного плана по проведению праздничных дней, поддерживаем творческую активность детей, создаем условия, позволяющие им самостоятельно определить содержание предстоящей деятельности. Игровая форма реализации проекта приобщает ребят к различным видам творческой деятельности, способствует формированию у них различных компетенций, уверенности в себе, позитивного отношения к окружающему миру, воспитанию патриотических чувств, нравственных качеств личности.

И вот, что у нас получилось.

1 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ЗНАНИЙ.

Учим сказочных героев собираться в школу. Участвуем в общем празднике.

12 СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ ТУЛЫ.

Готовим с Еленой Михайловной поделки на выставку. Наталья Владимировна готовит презентацию о Туле к общему празднику по поручению музыкального руководителя Татариновой Елены Борисовны. Вместе со средней логопедической группой делаем подарок родному городу - ухаживаем за молоденькими сосенками на экологической тропе, учим стихи о Туле.

27 СЕТЯБРЯ - ДЕНЬ ДОШКОЛЬНОГО РАБОТНИКА

И снова  праздник: готовим поздравительные открытки для сотрудников детского сада, учим стихи и танцы. А какую выставку рисунков мы подготовили! ФОТО

1 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Про бабушек и дедушек побеседовали, картинки про них раскрасили, сказку «Репка» рассказали.

3 ОКТЯБРЯ -ДЕНЬ УЛЫБКИ

Замечательный день! Смотрели мультфильмы «Крошка Енот», «По дороге с облаками», пели песню « Улыбка» и конечно веселые картинки! Только нарисовали, а тут и заведующая в гости заглянула. Мы рисунками похвалились, и друг другу по улыбались - праздник все таки! 

15 ОКТЯБРЯ -ДЕНЬ ЧИСТЫХ РУК

«Кран откройся! Нос умойся» - девиз этого дня.  Оказалось как правильно пользоваться полотенцем, намыливать руки и не брызгаться водой из крана и мыть руки с мылом после туалета знают все. Не понятно, почему же в другие не праздничные дни, брызги во все стороны, а шорты могут заменить полотенце? Наверно дело в фотосессии, что что , а фотографироваться мы очень любим.

ПРАЗДНИК ОСЕНИ

Весь месяц был проведен под общей темой «ОСЕНЬ» (фрукты, овощи, грибы, лес, деревья)- готовились к празднику и не смотря, что для нас это был трудный месяц (нас посетило ОРВИ), мы справились.

Песни и танцы выучили, роли подготовили, стихи разучили. А поделки, какие смастерили! И песню сами выучили без Елены Борисовны, которая очень понравилась всей группе. Мы ее всю осень поем вечером во время самостоятельных игр, выполнение заданий. А если вдруг слова местами поменяем- включим компьютер и посмотрим клип с любимой песней и слова уточним. И на прогулке на скучаем - осенних снежинок на вырезали, астры из стаканчиков сделали - поиграли и украсили участок.

12 НОЯБРЯ - СИНИЧКИН ДЕНЬ

12 ноября в рамках проекта "Календарь интересных дат" мы праздновали "Синичкин день". Этот праздник известен на Руси давно. В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. В народе говорили: "Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает". Мы тоже решили отметить этот замечательный день.

14 НОЯБРЯ – ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Наши логопеды Внукова Юлия Александровна и Жаворонкова Мария Игоревна подготовили для нас  логопедическое развлечение. Веселая зарядка для язычка, подвижные игры, игра-драматизация «Репка» и угощение подготовили они для ребят. Мы в долгу не остались и нарисовали для Марии Игоревны красивые букеты.

18 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ ДЕДА МОРОЗА

Готовиться начали заранее. Украсили окна, вырезали снежинки, готовили, сделали подарки для Д.М. И вдруг….он пришел! И отпраздновал свое день рождение с нами.

21 ноября – Всемирный День приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения и Всемирный день ребенка. В игровой форме ребята познакомились с приветствиями разных народов. Читали и обсуждали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». Посмотрели мультфильм «Трям! Здравствуйте!»

30 НОЯБРЯ - ДЕНЬ МАТЕРИ

И этот день не остался нами не замеченным. Подарки мамам, подготовка к концерту.

Опираясь на всё вышесказанное, я считаю проектный метод – это такой вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, самостоятельность, ответственность ребёнка перед сверстниками и взрослыми, возможность высказать и обосновать своё мнение.