знакомство с народным календарем

Ерёмина Алёна Сергеевна

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно – нравственный компонент.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Любовь к своей Родине – одно из сильных и благородных человеческих чувств.

Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно – образовательного процесса.

Анализируя    работы    современных    исследователей (Л.В. Кокуевой,  Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;

- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.

Все эти задачи, на мой взгляд, важны, актуальны и приоритетны для формирования основ патриотизма.

Россия богата своими обычаями, традициями, её населяет интересный народ.

Мы решили помочь детям узнать, чем красива, богата страна, в которой мы живем, сформировать у детей уважительное отношение к ее народу, истории, культуре, обычаем и традициям. Народный календарь – богатый источник информации о приметах каждого дня, мудрости наших предков. Почти каждый день народного календаря чем – то значим. Были отобраны те дни, приметы которых будут доступны пониманию дошкольников. Сведения народного календаря органично сочетаются с разделами программы «От рождения до школы» Вераксы Н. Е.

В начале года мною была поставлена цель - познакомить детей с основами отечественной культуры и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи основной программы.

Практически любая тема занятий по экологическому воспитанию перекликается с приметами того или иного дня в народном календаре. Поэтому за основу планирования своей работы с детьми старшей группы взят народный календарь. Были отобраны в народном календаре те дни, приметы которых были доступны пониманию дошкольников. Почти каждый день народного календаря чем - то значим. Детям рассказывалось о том, чем занимались наши предки в эти дни, какие примечали события в природе и т. д.

Перед началом работы была проведено диагностирование детей дня выявления степени освоения экологических знаний, познавательных умений, отношения к природе. В дальнейшем при планировании шла опора на результаты диагностики.

Опираясь на сведения из народного календаря с успехом рассматривались, повторялись и закреплялись лексические темы: «Домашние и днкие животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Овощи», «фрукт», «Злаки», «Цветы», «Ягоды», «Грибы». Так как к этим темам возвращались в течение года не один раз соблюдался дидактический принцип педагогики - повторение.

Занятия с детьми проводились в дни народного календаря, которые своими приметами соответствуют рассматриваемой теме. Это помогало добиться активности и заинтересованности детей

Воспитательные и образовательные задачи решались не только на занятиях, но и в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.

В процессе общения с детьми включались в речь подходящие народные прибаутки, пословицы и поговорки, которые вошли естественно сначала в пассивный, а затем в активный словарь детей, дети с большим удовольствием отгадывали загадки и слушали сказки, подобранные в соответствии с тематикой дня. Эта работа помогла развивать и активизировать словарь детей, их речь. Помогла дать ребятам возможность услышать и почувствовать красоту фольклорного слова.

Знакомя детей в совместной деятельности с бытом, трудом наших предков обращалось внимание на бережное отношение людей к природе,

груду.

Знакомство детей с народным календарем проходило и через творчество в художественно - продуктивной деятельности. Это помогало закрепить и расширить полученные знания и представления детей и еще раз пережить свои впечатления.

Использованные формы работы с детьми помогли в решении поставленных задач.

Была проведена работа с коллективом МДОУ в форме консультаций на педагогических советах. Педагоги заинтересованно слушали предложенную им информацию, делились своими наблюдениями, знаниями, интересными сведениями по данной тематике.

Большую заинтересованность в знакомстве детей с народным календарем проявили и родители. Они с удовольствием откликались на предложения об организации выставок, конкурсов связанных с народным календарем, с интересом знакомились с предложенной информацией по теме, на консультациях активно участвовали в беседе, делились своим опытом знакомства детей с приметами, обычаями

Все проведенные формы работы по данной теме помогли мне решить цели и задачи, поставленные перед собой в начале работы: закрепить знания об окружающей природе, привлечь внимание к русскому фольклору и познакомить с обычаями нашего народа развивать чувство гордости за свою Родину, ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живем.

 

Цель: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к народной культуре, традициям и ценностям в процессе знакомства с народным календарем.

 

Задачи:

-                     Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории русского народа.

-                     Формировать представления детей о народном календаре; эмоционально – положительное отношение к культурному наследию народа; бережное отношение к природе и всему живому.

-                     Развивать интерес к русским традициям и промыслам; умение творчески и самостоятельно отражать культурные традиции в разных видах детской деятельности.

-                     Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, городу, стране; уважение к труду.