Эссе "Размышления воспитателя"

Полтавцева Вера Егоровна

Эссе « Размышления воспитателя»

«Бойся думать без участия сердца»
Михаил Михайлович Пришвин

 

Воспитатель: Полтавцева Вера Егоровна

МБ ДОУ «ЦРР детский сад № 129»

Г. Воронеж

 

Буду честна, стать воспитателем я никогда не мечтала, а вот быть учителем мне хотелось всегда. Начинала свою педагогическую деятельность учителем начальных классов  Вышла замуж, родилась дочка и, когда она подросла, мы вместе пошли в детский сад. И вот уже 30 лет изо дня в день, из года в год я иду к детям, чтобы дать им уверенность в том, что их любят.

Вспоминаю свои первые годы работы в д – саду…все было – и робость, и неуверенность.…А вдруг не получится? А может быть это не мое? Более того, в тяжелые годы перестройки, хотела уйти из д – сада – лишь бы не видеть этих планов, не выполнять эту 12 часовую работу (второго воспитателя не было), зачастую без помощника.… Но не смогла пойти в последний момент на этот шаг, не смогла бросить ребят, которых воспитывала с младшей группы.

      Однажды, волею случая мне пришлось почти весь учебный год работать не так, как раньше, потому, что в группе карантин затянулся на 5 месяцев. Получился своего рода незапланированный  эксперимент. Группу ежедневно посещали не более 10 – 15 детей. В день проводили одно занятие: пели, учили стихи, считали, читали книжки, рисовали, слушали музыку и…. гуляли, гуляли, гуляли!

       «Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость» (Ж-Ж Руссо)  Первый раз за многие годы я никуда не торопила детей и всегда и во всем успевала.  Времени хватало и спокойно  позавтракать, и поиграть, и  позаниматься, и спокойно собраться на прогулку. Но – и это главное - я имела возможность выслушать детей, поговорить с каждым. У меня появилась возможность работать так, чтобы каждому ребенку было комфортно и интересно со мной. Я смогла проявлять искреннюю заинтересованность в проблемах каждого ребенка моей группы. Вот тогда я поняла, что значит работать творчески. Детям полюбились занятия по ознакомлению с художественной литературой. Ведь мы не просто читали, мы имели возможность порассуждать, поразмыслить…Я поняла, что воспитатель это человек, который не только воспитывает и обучает подрастающее поколение строго по программе. Воспитатель – это, прежде всего человек с обостренным чувством любви и заботы. Воспитатель – это наставник и советчик. Приоритетным направлением в моей работе  стало нравственно – патриотическое воспитание детей (и по сегодняшний день).  Как это важно учить детей добру! Учить любить  природу, своих родителей,  свой родной город и  нашу необъятную  Родину! Дети стали спокойными и организованными, а родители стали больше включаться в жизнь детей в д – саду.

      К чему все это я пишу? Да к тому, что именно в таких условиях, т.е. когда группа немногочисленна, нам надо работать, чтобы вырастить воспитанных, здоровых, добрых, милосердных детей. К тому, что поняла: наша работа интересна и важна. К тому, что поняла, что воспитывать детей – это главное дело всей моей жизни.

      Я считаю, что это самые «больные» вопросы нашей системы дошкольного воспитания. Хватит растить неврастеников! Хватит отбивать у воспитателей желание работать творчески! Так давайте же, не откладывая,  «лечить» наши «больные» вопросы. Поэтому предлагаю:   

     - уменьшить количество детей в группах до 15 – 18.

      -вести планы только начинающим воспитателям

      -уменьшить количество занятий в пользу прогулки.

В заключении хочу сказать, что не смотря на трудности работать стало интереснее. Последнее время в системе образования – это время инноваций  различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику образовательного процесса. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Современная концепция дошкольного воспитания, предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях. Самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий; способностью к критическому суждению в отношении информации, с которой работает; владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат; умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту

    Развитие системы образования (то есть переход ее в новое качественное состояние) не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств, через инновационный процесс. Для всех педагогов очень важно ориентироваться в широком спектре современных  технологий, инновационных идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Каким должен быть воспитатель 21 века? Он должен быть способным преобразовывать, проектировать свою профессиональную деятельность, реализовывать в ней гуманноличностный потенциал инновационных технологий. Это позволяет воспитателям  реализовать себя, и свои идеи. Среди большого числа инноваций различного характера, направленности и значимости я увлеклась методом проектов. Это всегда творческая деятельность.

      Закончить свою статью хочу словами великого педагога и мыслителя  К. Д. Ушинского «Воспитание, скромное по наружности дело, в тоже время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения».

Я горжусь, что принадлежу к славной плеяде педагогов – воспитателей!