"Природа и нравственное воспитание детей среднего возраста."

Мацукова Наталья Николаевна

 

Мацукова Н. Н.

 

Тема: "ПРИРОДА И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА "

 

Природа - не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому дея­тельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и сози­дании ей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

         Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический Музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас зато, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Прививать детям с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животно­му и растительному миру; во - вторых, для развития более сложных нрав­ственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. По­ведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.)

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней от­ношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое отношение к ней. Интересный пример приведен в кни­ге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его бо­ятся,- и вот тут-то как говорится, и зарыта собака, здесь корень и перво­причина зла».

Необходимо руководство взрослого, для того чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недос­таточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломан­ные. Поэтому, решение таких задач, как воспитание действенного отношения к ок­ружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мо­тивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить с папой грибы собирать»), тем не менее, ему доступны добрые по­ступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознан­ном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и живот­ных, находящихся дома: «Покорми собаку», «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горш­ках», «Приготовь корм попугаю», «Смени воду кош­ке», «Посей овес для корма птиц» и т.д.

Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумы­вают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребен­ком смотрят ее.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник, пустырник, червона-рута и др. После таких бесед они начинают бережно от­носятся к растениям, даже широко распространенным,

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обра­щения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формули­ровались не в негативной («не рвать», «не топтать», не ломать»), а в пози­тивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Необходимо создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть са­мостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на при­горке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом оп­ределяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда роди­тели знают много стихотворений, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического чувства способствует формированию действенной любви к природе.

 

Комментарии

Наталья Николаевна, я полностью с Вами согласна. По отношению человека к природе можно судить о широте его души, благородстве и богатстве внутреннего мира. Природа открывает нам путь к познанию самого себя. А воспитание в детях любви и бережного отношения к природе сеит ростки таких духовно- нравственных качеств, как милосердие и сострадание.