Описание системы опыта работы

Королёва Людмила Ивановна

Конкурс " Профессионал - 2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sistemy_opyta_raboty_vospitatelya.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы опыта работы воспитателя

Тимониной Елены Дмитриевны

по теме: «Социализация личности дошкольников через привитие навыков культуры поведения»

Содержание:

1.Актуальность, инновационность опыта.

2..Цели и задачи опыта.

3.Условия формирования опыта.

4. Критерии  эффективности  проводимой работы  с  детьми  по социокультурному воспитанию.

5.Формы работы.

5. Работа с родителями.

6. Работа с педагогами.

7.Результативность.

8.Перспектива

      1.  Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем,  что  его  отсутствие  приводит к  стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.

Раннее обучение детей в дошкольных учреждениях позволяет подготовить их к школе, развивая у них в первую очередь познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление). Однако, нравственному воспитанию из-за недостатка режимного времени в детских садах уделяется мало внимания. В результате дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем в школе. Чтобы понять других людей необходимо иметь хорошо развитое мышление и эмоционально-волевые процессы.

Следовательно, одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения, умения вести себя в обществе как со взрослыми, так и со своими сверстниками.

2.Моя цель - подготовить детей к жизни, как готовит родная мать своё дитя. Я должна дать им путёвку в школьное детство. Если я сформирую достойное настоящее, то государство и общество получит от них достойное будущее. Значит, я должна закладывать те основы в сознание и условия жизни детей которые сформируют у них такие морально- личностные позиции, от которых будет зависеть всё духовное и материальное благосостояние государства и общества. Ведь «мои» дети станут созидателями новой жизни.    Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития ребёнка, так как именно дошкольный возраст наиболее синзетивный для её решения.

На материале программы « От рождения до школы» под редакцией И.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, методологических основ Н.Е.Богуславской, А.Н.Куприной «Веселый этикет» по коммуникативным особенностям ребенка были сформулированы задачи по социокультурному воспитанию.

У детей старшего дошкольного возраста формирую дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения. Повседневное общение с детьми строго на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующие на ее основе чувства - жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость. При воспитании детей  старшего дошкольного возраста обращаю внимание на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста проявляют большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они используют в новых для них ситуациях, например, моют руки не только, перед едой и после туалета, но и после ухода за животными, растениями, уборки групповой комнаты, игр с песком, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых.

В этом возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.

Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях специально упражняла их в нравственных поступках.

В    работе    с   детьми   старшего дошкольного    возраста   ставлю следующие задачи:

- Ознакомление с правилами этикета.

-  Выявление сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, оценка их эмоциональных состояний.

-Развитие    коммуникативных    способностей    и    социальной адаптации детей.                                                   -  Воспитание    умения    адекватно    реагировать    в    различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека.

-Формирование элементарных правил культуры поведения. -.Формирование любви к природе, родному краю, стремления сохранять и приумножать его богатства.

3.Опыт сформирован в условиях государственного образовательного учреждения «Детский сад № 2573», расположенного в г. Москве и продолжает обобщаться  в МБДОУ№ 154 –детский сад г. Тула.  В детском саду воспитываются 70 детей. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное    учреждение    работает по художественно-эстетическому направлению  .

Цель   ДОУ:   воспитание   здоровой   и всесторонне развитой личности,  адаптированной к социальным условиям.

          На формирование опыта оказали влияние:

-   педагогические наблюдения нравственных и интеллектуальных качеств личности ребенка;

-   изучение    опыта   Алябьевой Е.А, Коноваленко   С.В.,    Петериной   С.В.   и  знакомство   с   опытом   педагогов,   работающих   по   этой проблеме;

-   работа в творческой группе государственного образовательного учреждения;

-   изучение    педагогической    литературы,    в    том    числе    и педагогического наследия Л.Н.Толстого.

-   защита дипломной работы в ТГПУ им.Л.Н.Толстого по данной теме.

4.Критерии  эффективности  проводимой работы  с  детьми  по социокультурному воспитанию.

Все задачи комплексного подхода к социокультурному воспитанию в условиях детского сада существуют необоснованно, а взаимосвязано. Критерии эффективности проводимой работы с детьми:

-  исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;

-   преобладание положительных эмоций;

-   способность  сдерживать  нежелательные  эмоции  или применение  приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);

-   систематичное и последовательное использование методов и приемов, способствующих  формированию у детей коммуникативных умений;

-   соблюдение этики общения между детьми;

-   умение детей общаться в различных типовых ситуациях.

Итак,   социокультурное  воспитание  детей  рассматриваю, прежде  всего,   как      нравственное   воспитание,   ибо   в   основе отношения человека к окружающему его миру (социуму) должны лежать гуманные чувства, сотоварищество, сопереживание. 5.Формы работы.

-Вежливые сказки.

Сказка необходима ребенку как воздух. Ведь именно из сказок дети впервые узнают о противостоянии зла и добра, о проявлении коварства и благородства, предательства и верности.

Детям предлагала истории - сказки, которые знакомят детей с простыми правилами этикета. Герои - животные, птицы, игрушки взяты самые обыкновенные. Вежливые сказки дают детям возможность анализировать поступки героев. В доступной и увлекательной форме дети усваивают социальные нормы и правила, приобретают навыки культурного поведения. Вежливые сказки дают ребенку возможность эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогут воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Интерес детей в вежливой сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, а также конечным результатом. Большую роль играют следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. Сказки рассказывают в занимательной форме, что дает возможность стать членом, интересного общества друзей, научиться понимать их потребности и взаимопонимание друг с другом.

Сказки,  сочиненные мной для детей представляют собой область,    которая    помогает    понять    детские    интересы,    их направленность.

-Интегрированные занятия.

В соответствии с поставленными задачами занятия строила в интересной, занимательной для детей форме. Все занятия давались детям с учетом 3-х уровневого подхода. В содержании занятия использовала игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М.И.Чистякова, С.И.Семенака, И.Н.Пикулева) и зарубежной литературе, а также авторские находки. В качестве основных методов и приемов использовала:

-   имитационные игры;

-   социально-поведенческий тренинг;

-   психогимнастика;

-   чтение и обсуждение художественных произведений;

-   проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее.

-Разыгрывание игровых ситуаций.

Предлагала детям разыгрывать те или иные ситуации, которые направлены  на  формирование  осознанного  отношения  детей  к социальным   нормам   поведения.   Побуждала   детей   проявлять доброжелательность в повседневной жизни.

-Беседы.

Беседы - специально организованный разговор с детьми на определенные темы. Целью бесед является уточнение и систематизация знаний детей по отдельным вопросам; научить общаться в ходе разговора: правильно отвечать на вопросы, самостоятельно задавать их; высказывать суждения.

- Ознакомление с художественной литературой.

Подбирала художественные произведения, сказки для детей

старшего дошкольного возраста. Почему именно художественную

 литературу  и  в  особенности  сказки?     Потому  что  искусство,

литература - богатейший    источник    и    побудитель    чувств,

переживаний, и именно высоких  чувств,     специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

-Игры и упражнения на умение общаться в социуме, соблюдая правила этикета.

Для освоения детьми наиболее трудных правил культурного поведения использую коллективные игры - занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают выравнивать уровень овладения навыками каждым ребенком группы.

Таким образом, игры-занятия, упражнения на умение общаться в социуме, соблюдая правила этикета, увлекают детей и служат переходом от игры к серьезным, сознательным действиям.

5. Работа с родителями.

В работе с родителями детей по вопросу нравственного воспитания использовала «папки-передвижки», которые родители брали домой, и осмысливали материал по конкретной теме, с учетом поведения каждого ребенка. Оформила стенд для родителей, разделы которых в наглядной форме раскрывают общие вопросы воспитания культуры поведения - ее значение, сущность, необходимость, предпосылки, а также реальные возможности детей.

Предлагала родителям анкеты, которые позволяют выявить уровень коммуникативных умений родителей и раскрывают особенности общения родителей с детьми. Ежемесячно организую консультации, содержание которых соответствует темам предстоящих родительских собраний, отвечаю на все интересующие родителей вопросы по данной теме.

Провела собрание в нетрадиционной форме «круглый стол» для родителей вместе с детьми, где разыгрывались игровые ситуации,с участием родителей и детей. В результате возникла необходимость совместного проведения «родители + дети» собраний по вопросам социокультурного воспитания.

Таким образом, веду работу с родителями в 2-х направлениях. Во-первых, оказываю действенную помощь родителям в воспитании детей, и, во-вторых, координирую работу с детьми детского сада и родителей. Органическая согласованность в работе детского сада и семьи - это важнейший принцип полноценного воспитания детей.

6. Работа с педагогами.

В работе с педагогами по вопросам воспитания у дошкольников  культуры поведения использовала следующие формы:

- проведение консультаций на темы: «Планирование работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста», «Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах»;

- выступление на педагогических часах по вопросам воспитания у дошкольников культуры поведения;

- проведение семинара- практикума «Социально- нравственное воспитание детей дошкольного возраста»;

- показ открытых занятий по формированию у детей культурно- гигиенических навыков и этикета.

7.Результативность

 У детей появились культурные навыки общения в социуме:

-   самостоятельно     вступают    в     общение     со    взрослыми, сверстниками;

-   научились пользоваться ласковыми и вежливыми словами;

-   проявляют интерес ко взрослым, их действиям;

-  применяют правила культуры поведения в общественных местах        ;

-   участвуют вместе со взрослыми в добрых делах.

-     правильно понимают эмоциональные состояния других,

-    активно выражают готовность помочь младшим.

8. Перспективы.

1. Внедрить в практику  работы  по воспитанию правильных этических норм технологию Н.Е.Богуславской, Н.А.Куприна  «Весёлый этикет».

2. Разработать и включить в практику  работы по воспитанию культуры поведения у дошкольников игры- перевоплощения, игры- импровизации.

3. Повысить качество работы по социально- нравственному воспитанию до 100%, посредством внедрения новых технологий и методических пособий.


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Тема актуальна!И работу провели на 5+!