Мой подход к работе с детьми по правилам дорожного движения

Шишканова Людмила Владимировна

               Мой подход к работе с детьми по правилам дорожного движения

                                                        Щади здоровье, жизнь щади.

                                                        За движением следи.

                                                        Экзамен важного значения   Держи по правилам движения.     О. Базаров

                                                            

        Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену за жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед ним стоит важная задача – уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге. Воспитатель дошкольного учреждения – первый учитель, который поможет обществу решить эту проблему. Суть заключается в том, чтобы с раннего детства, привить ребенку правила безопасного поведения в любой дорожной ситуации, умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения

         Одним из направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

         Я создала систему организационно-педагогической работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения (ПДД) от второй младшей до подготовительной к школе группе.  

       Разработанная система включает все важные составляющие: цели, содержание, методы, средства и формы обучения, рекомендации к предметно-развивающей среде. Включает в себя теоретический и, большей частью, практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения не только у маленьких граждан России, но и у воспитывающих их взрослых (педагогов и родителей).  

       Детей привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт, но наблюдение за жизнью улицы, не обеспечивает формирование правильных представлений о ПДД. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Поэтому, я начала обучение детей правилам поведения на улице. Известно, что соблюдение правил – это результат общей воспитанности. Исследования психологов показывают, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. От того, насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь, а жизнь детей, их здоровье, забота о них – это самый важный вопрос. Я считаю, вырасти дисциплинированными пешеходами, уберечь детей от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми, это долг каждого взрослого.

   Обучение дошкольников ПДД охватывает все виды деятельности, формы которых различны: прогулки, экскурсии, занятия в учебно-игровом Автогородке на территории МБДОУ, игры, развлечения. Моя основная задача – привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно-транспортных ситуациях, дать  возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность её избежать, сформировать соответствующую модель поведения. 

  В своей работе, я использую комплексные, интегрированные, развивающие и обучающие занятия, соответствующие возрасту детей, которые способствуют развитию познаний окружающего мира, конкретно улицы, дороги, места пешеходов на них; развитию творческой инициативы каждого ребенка. Использую игровой материал, напольные и настольные макеты, где дети самостоятельно моделируют различные ситуации на дорогах.

                Кроме этого, работу по обучению дошкольников безопасности, я организую через проблемное обучение, самостоятельную работу детей, диалог с ребенком, моделирование, проектную деятельность, ситуации общения, главное – пробуждать интерес ребенка, чтобы он сам охотно включался в любую деятельность, которая ему больше нравится. Из моего опыта работы по обучению детей ПДД видно, чем разнообразнее формы работы с детьми и интереснее методы, тем лучше у детей знания по безопасному поведению на дороге. Для повышения познавательной активности в процессе работы по ПДД использую театрализованные постановки. Театрализованная деятельность используется, через настольный, кукольный, теневой театры, где дети не только показывают свои знания по данной проблеме, но и передают настроение героев, выражают своё личное отношение к ситуации, которая разыгрывается в сценарии.

     Активные участники в процессе обучения детей ПДД, родители воспитанников. Они закрепляют знания детей, полученные в детском саду, и знакомят детей с правилами безопасного поведения на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций, при рассматривании картин, чтении книг.

    Чтобы родитель помог ребенку усвоить ПДД, он и сам должен быть грамотным в этих вопросах, знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером. Для того чтобы напомнить родителям о некоторых правилах поведения на дороге, я разработала рекомендации, памятки и листовки. Кроме этого, взаимодействую с родителями через родительские собрания, семинары практикумы, через участие родителей в вечерах досуга с детьми по ПДД, организую на базе д/сада встречи с инспектором ГИБДД, на которых родители повышают уровень своих компетенций по данной проблеме.

    Среди многих интересных методов взаимодействия с родителями я выделяю проектную деятельность, эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет быть дошкольникам активными субъектами образовательного процесса. Входя в проектную технологию, родители, взаимодействуют с детьми на равных. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Использование различных методик  контроля, диагностики, анализа результатов деятельности, доказывают ценность совместной работы в освоении детьми ПДД. Поэтому очень важна работа с дошкольниками в данном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Кирюшина Наталья Геннадьевна

Спасибо за интересную информацию. Ваш опыт очень полезен. Воспользуюсь вашими советами.