Кружковая работа по развитию речи.

Лупонос Зоя Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   Коррекционной кружковой работы  «РЕЧЕВИК»

В   подготовительной    логопедической     группе

составитель: учитель  -  логопед:   Лупонос   Зоя   Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РАБОЧАЯ ПРОГРАММА19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение  №1                        д\с «Алёнушка»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционной кружковой работы  «РЕЧЕВИК»

В   подготовительной    логопедической     группе

составитель:  

учитель  -  логопед:   Лупонос   Зоя   Николаевна

Пояснительная записка

           Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей  ребенка.

Одна из таких возможностей  -  наука МНЕМОТЕХНИКА.

  Мнемоника  или  мнемотехника  — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном  графическом  воспроизведении.

  Дидактическим материалом служат мнемотаблицы  - схемы, в которые заложена определенная информация. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем - моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа опорой на образы, то есть происходит отработка метода запоминания.

         Научные наблюдения показали, что дети с речевой  патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств надо   основываться на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина, A.M. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт.

На основании опыта работы за последние  пять лет  я составила  план кружковой  работы с детьми с ОНР в подготовительной логопедической группе , предусматривающий тематическую последовательность  в соответствии с лексическими темами  коррекционной программы.

    Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества взрослого к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются  готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются  и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

      Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей  к концу обучения удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

         Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя приемы  мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Календарно-тематическое планирование

Коррекционной кружковой работы  «РЕЧЕВИК» в  подготовительной логопедической  группе

Кол-во час

Дата

Лексическая тема

стихотворения

октябрь

1-2 неделя

2 часа

Ранняя осень.

«В лесу»   Н.Саконская

3-4 неделя

2 часа

Мой город

«Родина»    С.Степансв.

ноябрь

1-2 неделя

2 часа

Ранняя осень. Деревья

«Дуб»    И. Токмакова

3-4 неделя

2 часа

Домашние животные

«Корова» О. Высоцкая

декабрь

1-2 неделя

2 часа

Зима, изменения в природе

« Медведь»

3-4 неделя

2 часа

Посуда: виды, материал.

«Маме»  В.Шугарова

январь

2 неделя

1 час

Зима. Зимние забавы.

«Мы пошли во двор гулять» Н.Нищева

3-4 неделя

2 часа

Зима. Зимние забавы.

«Снежная баба» И. Демьянов

февраль

1-2 неделя

2 часа

Зимующие птицы

«Барсук»

3-4 неделя

2 часа

Защитники Отечества

«Наша Армия» В. Степанов

март

1-2 неделя

2 часа

Ранняя весна.

«Весна пришла» К.Кубилинскас

3-4 неделя

2 часа

Перелетные птицы.

«АУ»    Л.Аграчева

апрель

1-2 неделя

2 часа

Строительство. Профессии.

«Шоферы» В.Степанов

3-4 неделя

2 часа

Поздняя весна

«Апрель» К. Быкова

май

1-2 неделя

2 часа

Насекомые

«Пчела» Н.Нищева

3-4 неделя

2 часа

Скоро лето

«Что такое лето» А.Екимов

Всего 31 час

        

Учитель-логопед: Лупонос Зоя Николаевна