Программа по кружковой работе

Бельды Виктория Юрьевна

программа по кружку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khoroshaya_prog_moy_kruzhok_2014.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад Синдинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края

                                                                                                               Утверждаю

                                                                                                               Заведующий МКДОУ

                                                                                                               О.Ю.Бельды_________

                                                                                                               Утверждена

                                                                                                               Педагогическим советом

                                                                                                               Протокол №___________

                                                                                                               От «___»_____________г  

Программа

по декоративно-прикладному искусству

для детей 5-6 лет, 1 год обучения

                                                                                 Модифицированная

                                                                                                   На основе типовой программы

«Культура, быт и национальные

                                                                                             Традиции народов России»

                                                                              Загладихиной Х.Т.

                                                                                             Воспитателем Бельды В.Ю.

с.Синда

2013

Пояснительная  записка

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

     Народное искусство – одно из мощных средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать детей прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни нашего народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Программный материал рассчитан на 1 год обучения для детей дошкольного возраста (1 раз в неделю по 30 минут).

Цель программы:

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Программные задачи:

  • Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству народностей Приамурья;
  • Воспитывать у детей чувства прекрасного при помощи культурных традиций;
  • Развивать  образное восприятие, эстетические чувства;
  •  Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

        Программа   опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Тематический  план

1 год обучения

Название  темы

Количество  занятий

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Нанайский орнамент

1

3

4

3.

Игрушки

1

2

3

4.

Вышивка. Одежда и обувь

1

4

5

5.

Ознакомление с растениями и животными Дальнего Востока

1

4

5

6.

Знакомство с народным промыслом

3

1

4

7.

Нанайские сказки

2

2

4

8.

Знакомство с фольклором

4

5

9

9.

Итоговое занятие

1

1

Итого

14

22

36

Содержание занятий 1 года обучения

Вводное занятие (1)

     - Знакомство с нанайским декоративно-прикладным искусством.

Нанайский орнамент (4)

- рассказ об искусстве народов Приамурья

      -  Знакомство детей с орнаментом, его видами

       - рисование узоров по шаблонам

        - аппликация по образцу и замыслу.

Игрушки (3)

  -   Беседа о детских игрушках нанайцев

   - изготовление простых кукол из картона

   - украшение мячика (рисование)  

Вышивка. Одежда и обувь (5)

   -  беседа с детьми о национальной вышивке

   -  рассматривание изделий (халатов, обуви)

   - украшение халатиков по шаблонам

   - украшение обуви орнаментами  по шаблонам

   - украшение  рукавичек.

Ознакомление с растениями и животными Дальнего Востока (5)

   - беседа с детьми,  рассматривание фотографий, иллюстраций растений и животных, обитающих на Дальнем Востоке

   - аппликация «Дары Амура»

   -  рисование по шаблонам рыбок

   - рисование птичек по шаблонам

   - аппликация «Бабочки»

Знакомство с народным промыслом (3)

     - Экскурсия в музей сельской библиотеки и мини-музей ДОУ

     - беседа о народных промыслах

     - знакомство с изделиями из бересты, камыша, дерева.

Нанайские сказки (4)

     - чтение сказки «Айога»

     - чтение сказки «Опоздавшая черепаха»

     - обыгрывание сказки «Храбрый Азмун»

     - рисование на свободную тему по прочитанным сказкам.

Знакомство с фольклором (9)

     - беседа с детьми по ознакомлению с фольклором

     -  слушание нанайских песен

     - просмотр видеофильмов

     - разучивание песни «Эх, лингдангданя»

     - разучивание несложных танцевальных движений

     - знакомство с игрой «Томякан»

     - знакомство с обрядами

     - разучивание песни «Андаха эктэни дидэмэ»

     - знакомство с поговорками  

     - прослушивание песен на аудио

Итоговое занятие (1)

     Выставка детских работ.

Особенности методики обучения

     Занятия проводятся в основном чередованием беседы с практическими занятиями. Лучше всего на одном занятии соединять рассказ с элементами игры и практическим изготовлением аппликаций, орнаментом или рисование на свободную тему. Диалог педагога и детей создаёт обстановку раскованности, они учатся мыслить, говорить, понимать истинно красивое и приобщаться к нему.

     Некоторые занятия по искусству могут проходить в форме своеобразной игры, предусматривающей определённые соревновательные моменты: кто из детей назовёт большое количество предметов охоты, рыбной ловли, традиционной посуды, одежды, головных уборов, обуви и т.п.

Условия реализации программы

Необходим наглядный и дидактический материал: одежда, утварь, украшения и др., библиотека произведений писателей, иллюстративный  материал, раздаточный материал, фонотека для слушания музыки.

Планируемые результаты

К концу обучения ребенок умеет составлять композицию с помощью орнамента, изготавливает простую игрушку – куколку из картона или цветной бумаги.

Знает о растительном и животном мире Дальнего Востока, о народных промыслах, играх, утвари.

Оценка результатов обучения детей

     В целях контроля и оценки результативности занятий проводится диагностика на усвоение программного материала.

Итоговый контроль

    Осуществляется в форме выставок, собеседования, участие в концертах и мероприятиях по плану.