Социально - нравственное воспитание - важнейший фактор социализации воспитанников

Лебедева Лариса Юрьевна

СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ

 – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

Воспитатель: Лебедева Лариса Юрьевна, высшая квалификационная категория, МДОУ «Колосок», Московская область, Серпуховский район.

 

Социализация -  это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным процессом, так как это вхождение в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социальных качеств.

Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учится как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками,  усваивает традиции и культуру своего народа.

Роль взрослых великая. Именно мы знакомим малыша с окружающим миром, учим быть самостоятельным. В детском саду ребенок впервые в жизни испытывает чувство дружбы, и учиться уважать старших.

Основной задачей социально – нравственного воспитания является развитие и воспитание у ребенка моральных чувств, позитивных навыков и привычек поведения.

Программой воспитания и обучения в детском саду выделяется определенный круг умений, представлений, которые наиболее успешно усваиваются во время организованной образовательной деятельности, например: отвечать на вопросы в присутствии других детей, слушать вместе со всеми рассказы воспитателя, пересказывать некоторые из них, приобретать элементарные сведения об окружающих явлениях и предметах, овладевать навыками лепки, рисования, конструирования.

Обучаем ли детей лепке, рисованию, проводим ли дидактическую игру, мы постоянно заботимся о социально – нравственном развитии малышей, формируем положительное отношение к сверстникам, близким им людям, интерес к общественной жизни.

Содержание и методика  организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста своеобразны. Многие из них проводятся в форме игры (игры-занятия).

В самом содержании организованной образовательной деятельности заложены возможности формирования положительных взаимоотношений, добрых чувств, навыков культурного поведения, И мы, используя действия персонажей, учим детей, как надо проявлять заботу о маленьких, быть вежливым, оказывать помощь, содержать в порядке игрушки, свои и общие вещи.

Поэтому при проведении организованной образовательной деятельности мы решаем не только дидактические, но и воспитательные задачи, показываем малышам такие действия, которые вызывали бы у ребенка желание подражать проявлению добрых чувств и отношений.  Так,  в игре-деятельности «Игрушки и картинки» мы учим детей любить и бережно относиться к игрушкам, а в игре – инсценировке  «Добрый вечер, мамочка!»  мы стараемся вызвать у малышей нежность, заботливость, внимание к самому близкому человеку. Рассматривая картины с изображениями животных  («Дети кормят курицу и цыплят», «Кошка с котятами» и др.), мы  учим не только рассматривать предметы на картине, но и воспитываем интерес к домашним животным, заботливое отношение к ним, желание ухаживать за ними.

Социально-нравственному воспитанию, усвоению моральных представлений о поведении, взаимоотношениях с окружающими способствуют народные сказки, песенки, потешки, содержание которых эмоционально воздействует на детей.

Вот, например, песенка о заботливом, добром котике:

Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Или Бореньке снесть?

Я и сам укушу,     

Да и Бореньке снесу.

Ласковой интонацией  мы подчеркиваем, что котик не ленился, а сходил и купил пирожок и булочку и съел он их не один, а поделился с Боренькой. Дети легко усваивают, что котик хороший, добрый, не жадный.

Читая детям народные сказки, мы заботится о том, чтобы при слушании, например, сказки «Репка» дети не только поняли ее содержание, но и испытали радость оттого, что репка выросла большая-пребольшая, что  только все вместе: дедушка, бабушка, внучка, собака, кошка и маленькая мышка, они смогли вытащить ее.

Рассказывая сказку «Курочка Ряба» обращаем внимание малышей на обещание курочки снести яичко не золотое, а простое, стремимся, чтобы дети поняли, какая курочка была добрая и как она старалась успокоить деда и бабу.

В первой младшей группе известное место занимают организованные образовательные деятельности лепка, рисование, конструирование. Уже на этой ранней ступени нужно научить детей передавать свое отношение к окружающей жизни. Поэтому важно отобрать такое содержание, которое бы вызывало положительное отношение.

Обучая лепке, мы не просто ставим перед детьми задачу научиться отщипывать от целого куска  пластилина, катать шарики, колбаски (столбики), лепить лепешки, а приготовить угощение для зверушек (зернышки для курочки с цыплятами, орешки для белочки, заборчик для петушка).

Обучая рисованию, мы не просто рисуем  различные точки, линии,  кружочки, но готовим угощение для кукол, зернышки для курочки и цыпляток, ягодки рябины для птичек.

Организуя конструктивную деятельность, мы не только  знакомим детей  с деталями строительного материала, учим накладывать и прикладывать, но и строим домик и заборчик для петушка, стул и стол для  куклы Тани.

 Во время организованной образовательной деятельности мы воспитываем также у каждого ребенка умение активно участвовать в общей работе, приучаем к более смелому, уверенному поведению в обществе сверстников: прочитать, не стесняясь товарищей, стихотворение, спеть песню, показать движение.

Организуя наблюдения за трудом помощника воспитателя, дворника, мы используем все моменты, которые позволят малышам принять элементарное участие в труде взрослого: поставить стулья к столам, подать тряпочку, расставить игрушки и т. д.

Выполнение элементарных трудовых поручений вполне доступно для малышей двух-трех лет и вместе с тем ценно, так как готовит детей к трудовой деятельности, становление которой происходит в старшем дошкольном возрасте. Так, малышей можно привлечь к элементарному хозяйственно-бытовому труду: полить растения, положить на стол ложки, поставить тарелку для хлеба, протереть стульчик, убрать игрушки после игры, вместе с воспитателем вынести на участок атрибуты для игр.

Наша задача заключается в том, чтобы быть чуткими, внимательными к проявлениям детской наблюдательности, бережного, любовного отношения к окружающей природе и животному миру. Необходимо помнить, что личный положительный пример вызывает у малышей подражание: они незаметно учатся доброте, умению заботиться о живом.

Используя различные виды деятельности, мы решаем задачи социально – нравственного воспитания детей своей группы, создаем необходимую основу для дальнейшего углубления навыков культурного поведения, добрых чувств и отношений к взрослым и сверстникам, расширения представлений об окружающей жизни.

Социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.