Консультация "Логопедическое занятие в младшей группе детского сада"

Огнёва Татьяна Анатольевна

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целям общения его со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения к деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в младшей группе детского сада

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целям общения его со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения к деятельности.

        Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к 3 годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство, особенно в первой младшей группе. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение и др.

        Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые дети, особенно первой младшей группы, говорят очень тихо, чуть слышно (особенно на занятиях), другие – крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов.

Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.

Таким образом, проблема преодоления общего недоразвития речи у младших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Задача настоящей программы состоит в том, чтобы способствовать выработке у детей правильного произношения звуков в словах, отчетливого и чистого произношения слов, развивать умение слушать и  понимать речь взрослого.

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • Формировать и расширять словарный запас детей;
  • Познакомить детей с механизмом образования звуков

коррекционно-развивающие: 

  • Развивать у детей фонематический слух, восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;
  • Учить детей диафрагмальному дыханию;
  • Развивать силу голоса;
  • Формировать у детей самоконтроль за речью

коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде;
  • Развивать наблюдательность

Логопедическое занятие в младшей группе включает комплекс игр и упражнений одной тематической направленности, поочередно сменяющих друг друга видов деятельности:

Общее расслабление – специально организованные упражнения, в ходе которых ребенок переключает внимание с предыдущего вида деятельности к последующему.

Развитие общей моторики – комплекс упражнений, направленный на фонематическое восприятие и соответствующее выполнение ребенком тех действий, которые предлагает логопед в стихотворной форме.

Развитие мелкой моторики – специально организованные игры для пальцев рук, где ребенок выполняет несложные движения, которые предлагает логопед в стихотворной форме.

Массаж лица – обычно проводится по общим правилам, по тематической направленности логопед предлагает ребенку выполнить имитационные движения (н-р: идет дождь): поглаживание, постукивание подушечками пальцев и др.

Развитие мимических мышц – специально организованный комплекс упражнений, где ребенок с помощью мимики передает эмоциональные состояния предложенного ему персонажа.

Развитие артикуляционной моторики – комплекс упражнений, направленный на развитие артикуляционного аппарата, устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

Работа по развитию речевого дыхания и голоса – комплекс упражнений, направленный на формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

В конце занятия логопед подводит итог, дает положительную оценку ребенку и спрашивает, что ему было трудно, что было интересно и с чем он уже был знаком ранее.  

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий 10-15 минут. Количество детей 2-3 человека.