Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста по средствам народной педагогики.

Шибалина Ирина Анатольевна

Я считаю, что духовно-нравственные качества личности можно развивать у детей дошкольного возраста по средствам народной педагогики.

В контексте  ФГОС духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной важности.

Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие воспитываемых  на основе их приобщения к национальным ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и культурной группы, общечеловеческим ценностям.

            Работая над вопросом духовно-нравственного воспитания дошкольников, я  обратилась  к народной  педагогике. Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она – часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали.
            Под воспитанием понимаются способы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов и привычек нравственного поведения, воспитания моральных качеств личности.
            Опыт других народов в деле воспитания и обучения является драгоценным наследием для всех, но в точно том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Каждый народ должен иметь свой прочный фундамент нравственно-духовных ценностей. Мудрость народа в области обучения подрастающего поколения постепенно сформировалась в понятие «народная педагогика».

Народная педагогика – это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития, воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве.

Этнопедагогика,  изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. В настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни нации. Важность изучения всех памятников народного творчества давно признана. Их роль огромна. Они вносят в жизнь своеобразный элемент, который соединяет их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений.

Необходимо донести до сознания ребёнка, что они являются носителями народной культуры. Для этого необходимо обратиться к истокам, и, в первую очередь, к фольклору, ведь, как известно, фольклор – это основное средство народной педагогики. Ссодержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Ребёнок, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся и в горе и в радости, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.

 

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания  и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает сохранять прошлое. Фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие, раскрывает творческие способности, формирует общую духовную культуру.

А как считаете вы? Поделитесь коллеги своими взглядами на данный вопрос.

 

Комментарии

Как я с Вами согласна, Ирина Анатольевна, ведь благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.