«Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста ».

Долгушева Светлана Александровна

Разработала воспитатель Долгушева С. А.

1.    Тема проекта: «Игровая деятельность детей раннего возраста ».

2. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.

     

      Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка,  как личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры  Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что без игры не может быть полноценного умственного развития. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» - кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. А.Н.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством  воспитания, необходимо совместно со взрослыми и самостоятельно включаться в игру. Игровая деятельность ребёнка , по средством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для детей раннего возраста должны проходить в игре

3. Цель и задачи проекта.

Создать условия для обеспечения психологического благополучия детей раннего возраста путём использования игровых технологий и методов. Задача воспитания, обучения и развития ребёнка раннего возраста состоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, играть.

1.     Учить ребёнка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром , действуя со взрослым и самостоятельно;

2.     Развивать у детей интерес к играм и игрушкам ,игровые умения и навыки. Формы игрового взаимодействия со взрослым и самостоятельно;

3.     Стимулировать психическое развитие ребёнка посредством игр с разными игрушками

4.     Обеспечить профилактику проблем развития у детей ,развитие их адаптационных возможностей

4. Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах.

В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию  воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение ребёнка к игре .Воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация игровой деятельности  должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции задач образовательных областей, предложенных в современной педагогике.

Очевидно, что работа педагога в данном направлении предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие:

- здоровье и физическое развитие;

- социально-личностное;

- познавательно-речевое развитие;

- художественно-эстетическое.

          Необходимо отметить, что, несмотря на изменение направлений государственной политики, игра продолжает занимать важное, если не сказать центральное, место в жизни ребёнка раннего возраста, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.

          В игре происходит:

- развитие ребенка;

- развиваются его действия в представлении;

- происходит ориентация в отношениях между детьми;

- уважительное отношение к окружающим;

- коммуникативность, чувство собственного достоинства;

- навыки самоорганизации и здорового образа жизни;

- открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.

5. Срок реализации проекта: будет реализован (сентябрь 2014-май 2015)

6. План реализации.

         Сентябрь

- составить тематический план работы по игровой деятельности  на учебный год;

- подбор  методической литературы по теме;

        Октябрь

- согласовать тему с методистом;

- консультация для родителей, планирование работы по взаимодействию;

        Ноябрь

- психолого-педагогические исследования по развитию игровой деятельности;

-анкетирование родителей, тестирование;

- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду ;

        Декабрь

- зарисовать метки, эмблемы для детей раннего возраста;

- совместная игровая деятельность педагога и детей «Праздничное представление»;

       Январь

- беседы на тему «Зимние сказки»;

- выставка рисунков на тему «Зёрнышки для петушка» (рисование пальчикам);

       Февраль

- проведение совместно с детьми аппликацию «Рукавичка»;

- народные хороводные игры, игры- забавы («Снег кружится, белая вся улица», «Зашагали ножки»)

       Март

- проведение праздника «Мамин день»;

- Рисунки «Подарок для любимой мамы сделаем сами»

      Апрель

- организация  музыкальных и двигательных игр («Давай с тобой подружимся», «поссорились-помирились»);

- выставка рисунков «Солнечные ладошки»

     Май

- проведение итогового занятия «Вместе весело играть»;

-  Коллективная работа «Коллаж»;

7. Предполагаемые результаты.

     Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:

. Дети должны знать:

-названия образных , спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;

-особенности использования разных видов игрушек;

-правила бережного отношения к игрушкам;

-названия некоторых любимых игр.

Дети должны уметь:

-эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

-готовить игрушки и место для игры;

-соблюдать несложные правила игрового взаимодействия( не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);

- играть рядом и вместе с другими детьми;

-использовать в игре игрушки в соответствии их назначении;

-подражать взрослому , действовать в игре по речевой инструкции взрослого

-самостоятельно инициировать игру;

-создать условия для игр.

В игровую деятельность входят адаптационные игры, игры на сенсорное развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности, развитие речи, ознакомление с окружающим, физическое развитие, сюжетные игры, социальное развитие ,игры-развлечения, музыкальные игры.

 

8. Востребованность результатов реализации проекта.

Востребованность этого проекта  научить детей играть со взрослыми, со сверстниками , бережно относиться к игрушкам, а также обеспечить профилактику развития адаптационного периода, благодаря играм у ребёнка развивается речь, память, мышление,воображение

 9. Опыт работы по предложенному направлению.

      Анализ материалов из опыта работы «Игра, как средство развития творческих способностей дошкольников» выявил положительные тенденции работы в этом направлении с учетом подхода детей раннего возраста в игре: разработаны формы и методы организации различных видов игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей детей раннего возраста. Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности . Это деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера воспитания дошкольников. Достаточно  полного представления о сущности воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей,  воспитание игровой деятельности  детей раннего возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.

       Создавая этот проект, я сделала вывод, что, педагогическое взаимодействие детей раннего возраста развивается в процессе игры

10. Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.

- Анкетирование родителей в ДОУ для выявления их отношения к игровой деятельности в раннем возрасте.

- Знакомство педагогов ДОУ с особенностями организации игровой деятельности детей раннего возраста.

- Для ознакомления педагогов ДОУ по игровой деятельности детей раннего  возраста будет проведен семинар «Игровое развитие детей в раннем возрасте в детском саду».

      Цель: познакомить педагогов с особенностями развития детей раннего возраста в игровой деятельности, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ .

      План проведения семинара:

  1. воспитание в детском саду.
  2. Мальчики и девочки.
  3. Роль игры в жизни детей раннего возраста.
  4. Игрушки для детей.
  5. С чего начать

- Деловая игра «Педагогический комментарий»

   Цель: Актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения детей раннего возраста .

- Консультации для родителей «Наш малыш, какой он?» (Особенности психического развития детей раннего возраста), «Три года: трудный возраст?» (Основные характеристики кризиса трёх лет), «Все дети разные :значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка», «Почему у ребёнка нарушается поведение? (защитные механизмы детской психики)

   Цель: познакомить с опытом народной педагогики. Обратить внимание на то, что родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

- Предложить проведение городского методического объединения на предстоящий учебный год по теме развитие игровой деятельности детей раннего возраста».