Программа студии "Родничок"

Ломако Татьяна Ивановна

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая  программа студии  « РОДНИЧОК»

Содержание.

Пояснительная  записка…………………………………………………………………3

Тематический план………………………………………………………………………… 9

Содержание программы……………………………………………………………….13

Уровни освоения программы………………………………………………………..16

Ключевые слова……………………………………………………………………………..18

Литература…………………………………………………………………………………….. 19

 

1

Пояснительная  записка.

Что мы Родиной зовем? 

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

 

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

 Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

 Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

 Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение. 

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

2

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Программа   предназначена для работы  по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми  СТАРШЕЙ группы.

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Основные задачи патриотического воспитания:

-воспитание чувств  гражданственности и патриотизма в процессе разнообразной детской деятельности

-активное вовлечение родителей в решение задач патриотического воспитания

– воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду.

– способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

Возраст:  старшая группа

Кол-во детей: 26

Реализация кружка – 1 год

Форма работы: групповая

3

Нравственно-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству. Темы  направлены на социализацию личности дошкольника, формирование любви к малой Родине на основе приобщения к национальной культуре:

  1. Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников;
  2. Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств:  
    - к природе;
    - родному городу;
    - традициям и обычаям;
    - символике Родины
  3.   Значение устного народного творчества в формировании патриотизма:  
    - пословицы и поговорки;
    - народные сказки;
    - народные подвижные, сюжетно-ролевые игры;

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств.
Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю.          Направленность кружка  (Социально -  коммуникативное,  художественно-эстетическое) определяется в соответствии с социальным заказом родителей, воспитанников и общества.

4

Работа осуществляется  по программе «Радуга» и пособию  «Патриотическое воспитание»  Т. С.Комаровой.

 Образовательно-воспитательный минимум реализуется посредством пособия « Народное искусство в воспитании дошкольников» под редакцией док .педагогических наук » авторов Т.С. Комаровой. В.В.Гербовой , Васильевой.

 Ожидаемый результат по окончании программы.

1.Проявлять интерес к прошлому, настоящему, будущему родного края.

2.Проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края.

3.Знать историю своего поселка .

4.Знать название: города, поселка,  края, столицы нашей Родины.

5. Уметь пользоваться картой, глобусом.

6.Знать некоторые культурные традиции   русского народа.

7.Уметь рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее.

         

    Организация кружковой работы

Организация кружковой работы регламентируется планом и расписанием, утвержденным руководителем дошкольного образовательного учреждения.

Кружок организуют и проводят  воспитатели  Ломако Татьяна Ивановна и Аксенова Людмила Викторовна, работающие с детьми  старшего дошкольного возраста.

Продолжительность занятий детей не превышает  25 минут.

Кружковая работа проводится в МКДО №3  2 раза в неделю во вторую половину дня с 16.00 до 16.30.  

Руководители кружка организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

5

- Организованные занятия

- Экскурсии

- Тематические прогулки

- Индивидуальные занятия

- Выставки

- Концерты

- Развлечения, досуги

- Участие в   конкурсах

- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов учреждения

- Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях, концерты для родителей /их законных представителей.

Руководители кружков представляют отчеты о результатах деятельности кружка старшему воспитателю в конце года на заседании итогов  педагогического Совета.

Контроль  над деятельностью кружка осуществляет заведующая и  заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе.

6

                                Календарно-тематическое планирование.

Блок  1. «Моя семья»

 

 Месяц

 

 Дата

 Тема

Количество часов

Сентябрь

 15.09

«Моя семья»

1

Сентябрь

19.09

« Труд моих родителей»

1

Сентябрь

22.09

«Что обозначает имя твое»

1

Сентябрь

26.09

«Семейные традиции»

1

Сентябрь

29.09

Выставка «Герб моей семьи»

1

 

Блок 2. «  Солнечный - мой любимый поселок»

Месяц

 

 Дата

 Тема

Количество часов

Октябрь

3.10

«Мой поселок Солнечный» - экскурсия.

2

Октябрь

06.10

«Люди, живущие в нашем поселке».

1

Октябрь

10.10 - 13.10

«Знакомство с символикой поселка».

2

Октябрь

17.10 – 20. 10

«Игра-путешествие по карте родного края».

2

Октябрь

24.10-27.10

«Изготовление макета  нашего поселка».

2

Октябрь

31.10

  Фотовыставка «Мой Солнечный».

1

Блок  3. « Наше  государство - Российская Федерация»

Месяц

 

 Дата

 Тема

Количество часов

Ноябрь

03.11 – 07.11

«Россия – многонациональная страна».

2

Ноябрь

10.11 – 14.11

«Природа Сибири. Знакомство с Красной книгой».

2

Ноябрь

17.11 - 21.11

«Животный мир нашего края».

2

Ноябрь

24.11  

«В гостях у мастеров».

 1

Ноябрь

28.11

«Посиделки» с родителями.

1

Блок  4. «Наша Родина – Россия»

Месяц

 

 Дата

 Тема

Количество часов

Декабрь

01.12

«Экскурсия в краеведческий музей».

2

Декабрь

05.12 – 08.12

«Москва – столица нашей Родины.

2

Декабрь

12.12 – 15.12

«Государственная символика нашей страны».

2

Декабрь

19.12 - 22.12

«Русская народная культура».

2

Декабрь

26.12 – 2 9.12

«В гостях у сказки».

2

 Блок 5. « Народные традиции»

Месяц

 

 Дата

 Тема

Количество часов

Январь

12.01 – 16.01

«Народные праздники на Руси. Русский народный  костюм»

2

Январь

19.01 – 23.01

«Устное народное творчество».

2

Январь

26.01 – 30.01

«В гостях у бабушки Арины».

2

 Блок 6.  «День защитника Отечества»

Месяц

 

 Дата

 Тема

Количество часов

Февраль

02.02 – 06.02

«Наша Армия родная».

2

Февраль

09.02 – 13.02

«Мой папа – военный».

2

Февраль

16.02

  Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

1

Февраль

20.02

 Игра – путешествие «Найди клад».

1

Февраль

27.02

«Знакомство с военными  музыкантами».

1

Блок 7.   «Моя любимая мамочка»

Месяц

 

 Дата

 Тема

Количество часов

Март

02.03 - 06.03

 «Подарок для мамы».

2

Март

13.03 – 16.03

«Портрет мамы».

2

Март

20.03 – 23.03

« Профессия моей мамы».

2

Март

27.03 -30.03

«Моя любимая мама».

2

Блок  8.  «Наши космонавты»

Месяц

 

 Дата

 Тема

Количество часов

Апрель

03.04 - 06.04

«…Если очень захочу – тоже в космос полечу».

2

Апрель

10.04 – 13.04

«Наши космонавты».

2

Апрель

17.04 – 20.04

Игра – путешествие «Земля –Космос».

2

Апрель

24.04 – 27.04

«В гостях у сказки» -игра- драматизация.

2

 Блок 9.   «Этот день Победы»

Месяц

 

 Дата

 Тема

Количество часов

Май

  08.05

Экскурсия к мемориалу «Скорбящая мать».

 1

Май

11.05 – 15.05

«Как хорошо, когда мир на Земле».

2

Май

18.05 -22.05

«Украсим Землю цветами».

2

Май

25.05 – 29.05

Диагностика

2

                       Содержание программы

Блок 1. «Моя семья»

Цель. Укрепление  связи  поколений в семье, воспитание уважения к представителям старшего поколения.

Задачи.

  • Развивать  интерес  к своим близким, друзьям.  
  • Формировать познавательный интерес  к представителям старшего поколения.
  • Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.

Блок 2.  Блок   «  Солнечный - мой любимый поселок»

Цель. Знакомство   с  историей  поселка ЗАТО п. Солнечный.

Задачи.

  • Развивать любознательность, учить  вести диалог.
  • Познакомить  детей с историей возникновения , его гербом,  поселок – результат труда людей разных поколений.

Блок 3  . «Наше государство – Российская Федерация»

Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.

Задачи.

  • Развивать представления детей о государственной символике российского государства, их исторического происхождении.
  • Обобщать  знания детей о Государственном флаге.
  • Воспитывать  уважение к могуществу  Российской державы, любви к Родине, чувства гордости за свою страну.

Блок 4. «Наша Родина – Россия»

Цель. Познакомить с большой Родиной – Россией, формировать любовь к Отчизне.

Задачи.

  • Развивать  интерес  к прошлому, настоящему, будущему России.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы – россияне.

Блок 5. « Народные традиции» 

Цель. Привитие   глубокого уважения и почитания к  русским народным обрядам и праздникам  .

Задачи.

  • Развивать  представление  детей о празднике Рождества.
  •  Расширить знания детей о  добре и вере.
  • Воспитывать      чувство  гордости за свой  народ и страну.

Блок 6. «День защитников Отечества»

Цель. Знакомство детей с тем, кто такие защитники Отечества.

Задачи.

  • Показать  образ  защитников Родины, через образы реально существовавших личностей, былинных, сказочных богатырей.
  • Познакомить  с особенностями службы солдат разных войск.
  • Обобщить: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.

Блок 7. «Моя любимая мамочка»

Цель. Расширение  знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.

Задачи.

  • Воспитывать  доброе, внимательное,
  •  уважительное отношение к старшим,
  •  стремление помогать им.

Блок 8. «Наши космонавты»

Цель. Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ  о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.  

Задачи.

  • Расширить знания детей о внутреннем строении Земли.
  • Развивать поисково-познавательные способности, логическое мышление.
  • Формировать интерес  к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.

Блок 9. «Этот день Победы»

Цель. Закрепление  знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.

Задачи.

  • Обобщить и расширить  знания  детей об истории Великой Отечественной войны,
  •  о героях войны, о том, как народ чтит их память; в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.

УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Чтобы выявить уровень знаний детей старшей группы о родном городе, крае, стране, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:

  • Отношение к родному краю;
  • Знание о стране и ее столице;
  • Отношение к природе родного края.

На основе критериев мы выделили уровни:

  Низкий уровень – ребенок затрудняется в точном ответе на вопрос, в каком городе или в какой стране он живет, какие знаменитые места есть в его городе; может назвать лишь несколько мест, где он был; не проявляет интереса к рассматриванию открыток с изображением города и его достопримечательностей. Знания о животном и растительном мире  Сибири скудные.

  Средний уровень – ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях, чем знаменита родная Сибирь , стремится повысить свои знания о городе, крае, задает вопросы, умеет аргументировать свои высказывания, затрудняется в назывании открыток о городе, Сибири . С взрослым идет на контакт, раскрывается, когда чувствует, что тема для него интересна. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины.

  Высокий уровень – ребенок имеет достаточно глубокое представление о родном крае, городе.  Знает название известных мест города, объясняет название улиц города. Имеет представление о природе родного города, края (животные, растения – внешнее строение, основные жизненные функции, приспособленность к окружающей среде), о растениях леса, луга, огорода, о домашних и диких животных.

                                  Ключевые слова.

Герб

Гимн

Флаг

 Российская Федерация

Область

 Столица

Кремль

Красная книга

Планетарий

Космос

Родина

Фольклор

 Гжель

Хохлама

Городец

                              Литература

1.Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия. – М.: Просвещение,2001.

2.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание: Методическое пособие.- М.: Творческий центр,2007.

 5.Липнягова Н.Н., Лусихина Т.В. Люби и знай свой родной край,2007.

6.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.:Аркти,2007.

8.Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию. -2005.