Создание развивающей предметно - пространственной среды для сенсомоторного развития.

Кузярина Наталья Юрьевна

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем они богаче, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще развивается моторика, и всё это позволит ребёнку легче учиться в школе.

Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.Исходя из этого, одной из целью своей профессиональной деятельности определила сенсомоторное развитие дошкольников как основы познания ими  окружающего мира через исследования, дидактические игры и продуктивную деятельность.

Для реализации цели поставила следующие задачи:

1.                     Создать благоприятные условия для сенсомоторного развития детейв соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

2.                     Обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности.

3.                     Повышать компетентность родителей в вопросах сенсомоторного развития детей.

Для решения поставленных задач в группе создаются необходимые условия. Это, прежде всего, развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован сенсомоторный уголок «Поиграй-ка!», который предназначен:

·                        для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

·                        развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

·                        создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

·                        активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

·                        повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности детей.

Дети играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке тренажерами, пособиями и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. При активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.

В сенсомоторном уголке представлены различные материалы на развитие тактильных ощущений. Прежде всего, большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Дети с большим удовольствием играют в игру «Золушка» (перебирание фасоли и гороха), рисуют пальцем, ватными палочками, зубочистками по рассыпанной манной крупе или муке, в  сухом бассейне из гороха и фасоли находятна ощупь мелкие игрушки.Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков, составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, развивают тактильные и пальцевые ощущения.

Большое место в нашем уголке занимает мини-музей, в котором собраны различные виды материалов и предметы из них. Экспонаты нашего музея помогают нашим воспитанникам уточнять представления о свойствах материалов и предметах, из которых они сделаны. Сенсорное воспитание (образовательная область «Познавательное развитие») планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными направлениями развития детей. Так, успешная организация образовательной деятельности по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Не надо забывать и  о том, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитиятонких движений рук. Подтверждая эту мысль, хочется вспомнить слова великого педагога В. А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

При организации деятельности по сенсорному воспитанию, использую личностно-ориентированную модель взаимодействия индивидуальный подход, обязательно учитываю индивидуальные особенности и интересы детей. Очень важно увидеть в каждом ребёнке уникальную и талантливую личность. Особое внимание уделяю комфортному состоянию ребёнка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях.

Для реализации задач сенсомоторного развития использую различные методы:

- игровые (дидактические игры на закрепления понятия формы, цвета, величины),

- практические (тактильное обследование предметов, экспериментирование; лепка, аппликация, конструирование),

- наглядные (рассматривание реальных предметов, игрушек, иллюстраций, наблюдения),

- словесные (беседы; использование художественного слова).

Важным фактором в работе по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Одной из целей сенсорного воспитания является изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают детей. Для этого мы проводим игры-экспериментирования, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Например:

·       игры со светом ("Солнечные зайчики", "Подаем сигналы фонариками", "Цветные сигналы", "Теневой театр");

·  игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях);

·  игры со стеклом ("Мир в цветном стекле" (рассматривание окружающего через стекла разного цвета); игры с увеличительным стеклом) и др.

Для развития сенсорных представлений использую как готовые настольно-печатные игры, так игры, которые изготовила сама («Найди цветок для бабочки», «Подбери шарфик к шапочке», «Разноцветные бусы», «Цветочная полянка»,«Весёлые прищепки» и др.).

Для развития мелкой моторики рук детей использую игры-шнуровки, мозаики,  пазлы и т.д. В старшей группе мы стали осваивать игры с верёвочками. Составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций способствует развитию пространственного воображения ребёнка, требует концентрации внимания, способствует развитию памяти.

Для закрепления понятий «форма» и «величина» использую дидактические игры «Чудо-крестики»,  «Чудесный мешочек», «Найди фигуре дом», игры с элементами ТРИЗ («Дорисуй рисунок», «Смастери из фигур») и др.

Вышеперечисленные игры и игровые упражнения включены в практическую часть моей педагогической технологии, над которой я сейчас работаю, «Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей», целью которой является осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством  дидактических игр.

Работа по сенсомоторному развитию детей организуется в тесном взаимодействии с педагогами-специалистами.

На занятиях живописью у детей формируется представления о цвете, форме, величине предметов, свойствах красок.

Сенсомоторное развитие в лепке связано со способностью детей создать зрительный образ своей будущей работы и умением воплощать его в лепке, что, в свою очередь находится в зависимости от возрастных анатомо-психологических особенностей детей.Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Необходимо ребенка научить чувствовать и видеть прекрасное. Красота есть везде, ее надо только открыть детям, научить ее увидеть, донести ее до их сердец.

На музыкальных занятиях у наших воспитанников развиваются слуховое и зрительное  восприятие, зрительно-моторная координация.

Введение современных образовательных технологий, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества  использования информационно-коммуникативных технологий открывают широкие возможности  в практической деятельности педагога. К сожалению, у нас нет пока возможности иметь в группе мультимедийное оборудование, но иногда мы берем ноутбук из методического кабинета и просматриваем необходимые электронные пособия, а работая с родителями, мы советуем и дома использовать развивающие компьютерные игры на закрепление детьми формы, цвета, величины.

Взаимодействие с семьями детей – важная составляющая образовательной деятельности в нашей группе. Для повышения компетентности родителей в вопросах сенсомоторного развития использую разнообразные формы работы: консультации, информационные листы, тематические выставки, Дни открытых дверей. На практикумах родители делятся своим опытом, показывают мастер-классы. Родители активно оказывают помощь в изготовлении пособий, тренажёров, приносят необходимые  материалы и игрушки, экспонаты для музея.

Благодаря систематической и последовательной работе, взаимодействию со специалистами и родителями к концу каждого учебного года у моих воспитанников наблюдается положительная динамика в психофизическом развитии, в том числе и в формировании сенсорных представлений, прежде всего, представлений о цвете, форме, величине.

Проведённая работа по сенсомоторному воспитанию

- помогла познакомить детей с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;

- научила детей различать цвет предметов, сравнивать по величине;

-способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия;

- помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.Представленная мною система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсомоторное развитие является базой для изучения математики и овладения письмом в школе.

Началу развития мышления дает рука. Наш великий соотечественник, известный физиолог И. П. Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсомоторное развитие как основа познания

детьми окружающего мира

Свою педагогическую деятельность я начала в 2001 году, работала учителем математики в школе, но позже судьба привела в детский сад, и вот я уже 6 лет воспитатель. Третий год работаю над методической темой «Сенсомоторное развитие детей», так как считаю это основой умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем они богаче, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще развивается моторика, и всё это позволит ребёнку легче учиться в школе.

Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

С точки зрения отечественных психологов и педагогов Л. С. Выготского, Н.П.Сакулиной, Л.В.Запорожца, Б.Г.Ананьева, А.М.Леушиной, А.П.Усовой, А.И.Сорокиной сенсорноеразвитие – это формирование новых, ранее не существовавших у ребёнка сенсорных процессов и свойств.

Результаты мониторинга в младшей группе в начале 2012 учебного года показали недостаточное развитие у моих воспитанников сенсорных представлений, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации.

Исходя из этого, одной из целью своей профессиональной деятельности определила сенсомоторное развитие дошкольников как основы познания ими  окружающего мира через исследования, дидактические игры и продуктивную деятельность.

Для реализации цели поставила следующие задачи:

  1. Создать благоприятные условия для сенсомоторного развития детейв соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
  2. Обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности.
  3. Повышать компетентность родителей в вопросах сенсомоторного развития детей.

Для решения поставленных задач в группе создаются необходимые условия. Это, прежде всего, развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован сенсомоторный уголок «Поиграй-ка!», который предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности детей.

Дети играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке тренажерами, пособиями и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. При активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.

В сенсомоторном уголке представлены различные материалы на развитие тактильных ощущений. Прежде всего, большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Дети с большим удовольствием играют в игру «Золушка» (перебирание фасоли и гороха), рисуют пальцем, ватными палочками, зубочистками по рассыпанной манной крупе или муке, в  сухом бассейне из гороха и фасоли находятна ощупь мелкие игрушки.Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков, составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, развивают тактильные и пальцевые ощущения.

Большое место в нашем уголке занимает мини-музей, в котором собраны различные виды материалов и предметы из них. Экспонаты нашего музея помогают нашим воспитанникамуточнять представления о свойствах материалов и предметах, из которых они сделаны.

Образовательная деятельность с детьми планируется и организуется в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ, разработанной на основе примерной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

В своей работе я использую следующие пособия:

  • Э.Г.Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»;
  • Л.А.Венгер, Э. Г.Пилюгина, Н. Б.Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
  • С. М.Вайнерман, А.С.Большев, Ю.Р.Силкин, Ю.А.Лебедев, Л.В.Филиппова «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству»
  • а также различные пособия к программе «От рождения до школы» по образовательной области «Познание» (О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»,И. А. Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений»).

Сенсорное воспитание (образовательная область «Познавательное развитие») планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными направлениями развития детей. Так, успешная организация образовательной деятельности по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Не надо забывать и  о том, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитиятонких движений рук. Подтверждая эту мысль, хочется вспомнить слова великого педагога В. А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

При организации деятельности по сенсорному воспитанию, использую личностно-ориентированную модель взаимодействия индивидуальный подход, обязательно учитываю индивидуальные особенности и интересы детей. Очень важно увидеть в каждом ребёнке уникальную и талантливую личность. Особое внимание уделяю комфортному состоянию ребёнка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях.

Для реализации задач сенсомоторного развития использую различные методы:

- игровые (дидактические игры на закрепления понятия формы, цвета, величины),

- практические (тактильное обследование предметов, экспериментирование; лепка, аппликация, конструирование),

- наглядные (рассматривание реальных предметов, игрушек, иллюстраций, наблюдения),

- словесные (беседы; использование художественного слова).

Важным фактором в работе по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Одной из целей сенсорного воспитания является изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают детей. Для этого мы проводим игры-экспериментирования, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Например:

  • игры со светом ("Солнечные зайчики", "Подаем сигналы фонариками", "Цветные сигналы", "Теневой театр");
  • игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях);
  • игры со стеклом ("Мир в цветном стекле" (рассматривание окружающего через стекла разного цвета); игры с увеличительным стеклом) и др.

Для развития сенсорных представлений использую как готовые настольно-печатные игры, так игры, которые изготовила сама («Найди цветок для бабочки», «Подбери шарфик к шапочке», «Разноцветные бусы», «Цветочная полянка»,«Весёлые прищепки» и др.).

Для развития мелкой моторики рук детей использую игры-шнуровки, мозаики,  пазлы и т.д. В старшей группе мы стали осваивать игры с верёвочками. Составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций способствует развитию пространственного воображения ребёнка, требует концентрации внимания, способствует развитию памяти.

Для закрепления понятий «форма» и «величина» использую дидактические игры «Чудо-крестики»,  «Чудесный мешочек», «Найди фигуре дом», игры с элементами ТРИЗ («Дорисуй рисунок», «Смастери из фигур») и др.

Вышеперечисленные игры и игровые упражнения включены в практическую часть моей педагогической технологии, над которой я сейчас работаю, «Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей», целью которой является осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством  дидактических игр.

Работа по сенсомоторному развитию детей организуется в тесном взаимодействии с педагогами-специалистами.

На занятиях живописью у детей формируется представления о цвете, форме, величине предметов, свойствах красок.

Сенсомоторное развитие в лепке связано со способностью детей создать зрительный образ своей будущей работы и умением воплощать его в лепке, что, в свою очередь находится в зависимости от возрастных анатомо-психологических особенностей детей.Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Необходимо ребенка научить чувствовать и видеть прекрасное. Красота есть везде, ее надо только открыть детям, научить ее увидеть, донести ее до их сердец.

На музыкальных занятиях у наших воспитанников развиваются слуховое и зрительное  восприятие, зрительно-моторная координация.

Введение современных образовательных технологий, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества  использования информационно-коммуникативных технологий открывают широкие возможности  в практической деятельности педагога. К сожалению, у нас нет пока возможности иметь в группе мультимедийное оборудование, но иногда мы берем ноутбук из методического кабинета и просматриваем необходимые электронные пособия, а работая с родителями, мы советуем и дома использовать развивающие компьютерные игры на закрепление детьми формы, цвета, величины.

Взаимодействие с семьями детей – важная составляющая образовательной деятельности в нашей группе. Для повышения компетентности родителей в вопросах сенсомоторного развития использую разнообразные формы работы: консультации, информационные листы, тематические выставки, Дни открытых дверей. На практикумах родители делятся своим опытом, показывают мастер-классы. Родители активно оказывают помощь в изготовлении пособий, тренажёров, приносят необходимые  материалы и игрушки, экспонаты для музея.

Благодаря систематической и последовательной работе, взаимодействию со специалистами и родителями к концу каждого учебного года у моих воспитанников наблюдается положительная динамика в психофизическом развитии, в том числе и в формировании сенсорных представлений, прежде всего, представлений о цвете, форме, величине.

Проведённая работа по сенсомоторному воспитанию

- помогла познакомить детей с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;

- научила детей различать цвет предметов, сравнивать по величине;

-способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия;

- помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.

Со своими воспитанниками я занимаюсь третий год, идёт только третий месяц нового учебного года, но уже на данном этапе можно подвести некоторые итоги:

  • у детей повысилась любознательность, пытливость;
  • сформировались элементарные представления об определенных сенсорных эталонах;
  • дети овладевают рациональными приемами обследования;
  • они активны при взаимодействии со взрослым и в самостоятельной деятельности  в сенсомоторном уголке;
  • повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности;
  • у детей проявляется желание творить.

Представленная мною система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсомоторное развитие является базой для изучения математики и овладения письмом в школе.

Началу развития мышления дает рука. Наш великий соотечественник, известный физиолог И. П. Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Мне бы очень хотелось, чтобы мои воспитанники были успешными в дальнейшей жизни. А для этого я постараюсь сделать всё, что от меня зависит. Ведь недаром Клод Гельвеций писал: «Воспитатель-это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

Спасибо за внимание