Рассуждалки про ФГОС

Маканина Екатерина
Побудила меня к "рассуждалкам" тема на форуме с вопросом "чем отличаются занятия по ФГТ от занятий по ФГОС?"
 
Я не могу говорить об отличиях, поскольку а) работаю всего год б) я музыкальный руководитель, и моя сфера деятельности достаточно узкая в) я вообще (о, ужас!) не знаю, что такое ФГТ!
 
Но! Я совершенно точно знаю, что ВСЕГДА нужно обращаться к первоисточникам. Первое, что нужно сделать, когда речь идет о выполнении "приказа" - этот самый "приказ" внимательно прочитать. Полный текст приказа "Об утверждении ФГОС дошкольного образования" опубликован в РГ 25 ноября 2013г.
 
Понимаю, что для многих чтение протокольных текстов - пытка. Некоторые вообще теряют нить повествования, как только натыкаются на фразу типа "ребенок является субъектом образовательных отношений". Но, тем не менее, попытаться прочитать текст нужно, иначе вся говорильня на заседаниях МО так и останется говорильней.
 
Читать целиком смысла нет, поэтому учимся читать по диагонали и ищем основное.
 
Что на мой взгляд, важно и ценно в тексте ФГОС? Во-первых, сформулированы принципы дошкольного образования. Попытаюсь их перевести с казенного языка на человеческий:
 
1) требования от ребенка дошкольного возраста конкретных ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ достижений НЕПРАВОМЕРНО 
2) результаты освоения программы - это всего лишь целевые ОРИЕНТИРЫ , а не цели
3) освоение программы никак НЕ оценивается
4) занятия в ДС - это НЕ подготовка к школе
5) "реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры". Это точная цитата из текста ФГОС, и я остановлюсь на ней чуть подробнее, поскольку уже слышны стоны на тему "ну нельзя же все время только играть!" Совершенно верно, все время играть нельзя. А теперь читаем текст внимательно: "прежде всего в форме игры". Нигде не сказано ТОЛЬКО в форме игры. А еще там добавлено: "в форме познавательной и исследовательской деятельности и творческой активности". Традиционное и хорошо понимаемое нами, преподавателями, слово "изучение" заменили заковыристой формулировкой "познавательная и исследовательская деятельность", но суть-то от этого не изменилась! А уж понятие "творческая активность" можно трактовать очень широко. Так что никаких ограничений и запретов новый ФГОС не вводит - довольно гибкие формулировки и деликатное пожелание побольше играть. Всё.
 
Для того, чтобы эти принципы реализовать (не знаю, насколько они новые и революционные - пусть меня поправят, если все это было и раньше), ФГОС предлагает дошкольному учреждению разработать Программу. Что это за Программа?
 
1) Программа разрабатывается и утверждается Организацией САМОСТОЯТЕЛЬНО с учетом Примерных программ
2) Программа состоит из ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ части и ПРОИЗВОЛЬНОЙ 
3) Объем обязательной части Программы не менее 60%, произвольной - не более 40%
4) Обязательная часть должна обеспечивать развитие детей в 5 областях, прописанных в п.2.6 
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
5) Произвольная часть - это выбранные и/или разработанные самостоятельно Программы, направленные на к-л конкретные виды деятельности
 
Какие из этого выводы:
 
Вывод 1: Слать лесом всех, кто говорит, что ребенок что-то ДОЛЖЕН (например, что он ДОЛЖЕН уметь писать к 1-му классу). ФГОС декларирует, что задача ДС - комплексное РАЗВИТИЕ ребенка, а не его ОБРАЗОВАНИЕ. Вот школа и будет заниматься образованием, а мы должны с детьми возиться, играть, познавать мир, учиться фантазировать, творить, валять дурака, учить их общаться друг с другом и прочая, прочая...
 
Если кто прорвется таки сквозь казенные формулировки, то на самом деле в новом ФГОСе подробно написано, чем нужно заниматься с детьми. Вот, например, цитата - что такое "социально-коммуникативное развитие" - 1-я область из обязательных пяти:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
Ненавижу этих "писателей" - ну почему о простых вещах, которые должны быть понятны КАЖДОМУ, нужно писать так, чтобы никто ничего не понял? Ладно, еще раз поработаю "переводчиком":
  • ценности, принятые в обществе - это то, чему ребенка учим, как только он начинает понимать речь, это НЕЛЬЗЯ и МОЖНО
  • моральные и нравственные ценности - ХОРОШО и ПЛОХО
  • взаимодействие ребенка со взрослыми - УВАЖЕНИЕ 
  • взаимодействие со сверстниками - ДРУЖБА
  • саморегуляция собственных действий - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свои поступки
  • развитие социального и эмоционального интеллекта - ПОМОЩЬ и СОЧУВСТИЕ
  • готовность к совместной деятельности со сверстниками - КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ
  • чувство принадлежности к своей семье - САМОСОЗНАНИЕ и ГОРДОСТЬ
 
Ну что, скажете, что это что-то сложное и непонятное? Что это что-то радикально новое? Что это революция в педагогике? Нет, нет и нет. А авторов - казнить, да.
 
Вывод 2: Прочитав фразу о том, что отныне программа разрабатывается НА МЕСТЕ, а не "спускается сверху", мы уже должны прыгать до потолка от счастья. А когда нам говорят, что почти половина (40%) этой программы может быть ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ разработкой, направленной на ВАШИ конкретные условия, пожелания и задачи, то мы должы разработчиков ФГОСа просто расцеловать! Люди, нам предоставили свободу, а вы в ужасе и непонимании ищете указания и директивы, пытаясь понять, чем отличается "организованная образовательная деятельность" от "занятий". Вы пытаетесь понять, что делать, а ФГОС совершенно четко сказал, чего НЕ делать.