Консультация Тема: «Логопед и родители»

Попова Наталия Станиславовна

Что больше всего удивляет человека? Наверно, то, как летит время! Кажется, еще вчера вы были ребенком, а сегодня уже свои дети растут. Совсем недавно училась и я, но тот день, когда я впервые открыла дверь логопедического кабинета, навсегда запомнился…

   Сколько было набито шишек, как много хотелось изменить. Но это не о профессиональных ошибках, речь идет о взаимоотношениях с родителями своих воспитанников. Тема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках даны подобные отдельные рекомендации.

    В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней по доходам, другим стало и отношение многих родителей к образованию своих детей. Причем, к сожалению, не в лучшую сторону. Можно выделить следующие взгляды на данную проблему:

- родные (чаще –бабушки)хотят дать своему ребенку все, чего не могли когда-то получить сами. Родители, имеющие высокий достаток и считающие, что за деньги можно купить все, устраняются от работы с ребенком. И я, как логопед, считаю этот вариант одним из самых сложных. Техническая работа может быть выполнена блестяще, но при отсутствии поддержки родных ребенок не закрепляет результат, не имеет заинтересованности, его окружает крайне неблагоприятный психологический фон;

- родители, которые не только заинтересованы в своевременной помощи своим детям, но и очень ответственно подходят к этой работе. Как говорят специалисты, с такими родителями сотрудничать – одно удовольствие. Они нередко приходят к логопеду и психологу ДОУ, советуются, вносят свои предложения. К выполнению домашних заданий такие родители подходят творчески, и, конечно, результат работы в таких семьях намного лучше, чем в других;

- родители, составляющие основную массу (хотя их стало все же меньше), которые недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и потом все пройдет. Они приводят массу оправданий речевым недостаткам своих детей, припоминая всех родственников, которые в детстве плохо говорили. После неоднократных напоминаний такие родители иногда будут выполнять задания и рекомендации логопеда, ходить на консультации к специалисту. Объяснения у них обычные, и вроде  бы объективные (нехватка времени, зарабатывание денег, проблемы со здоровьем), но когда им подсказывают, как можно хотя бы 10 минут в день посвятить своему ребенку, они и тут находят причины для ничегонеделания;

- родители совсем не обращают внимания на своих детей, что происходит в так называемых неблагополучных семьях. Здесь задача логопеда оказать ребенку максимально возможную помощь без поддержки родственников;

- есть еще немало семей ,выбивающихся из общего ряда (религиозные, беженцев, педагогов, неполные), и к каждой необходим очень взвешенный и дифференцированный подход.

     На первом собрании я четко обрисовываю общие проблемы детей, не переходя на личности, представляю несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных. Родители понимают важность своего участия в общей работе. Никогда не даю гарантий и не делаю дальних прогнозов. «Посмотрим, как пойдут дела. Сделаем все, что можно. Думаю, что он справиться» В первые две недели учебного года провожу полное обследование ребенка для уточнения диагноза, выявления психологических особенностей. На этом этапе я ближе знакомлюсь с условиями проживания ребенка, его окружением, провожу анкетирование. Далее в течение учебного года устраиваю общие консультации по проблемам детей, которые проходят по типу родительской школы. Также не менее 2 раз в месяц, а в наиболее тяжелых случаях – 1 раз в неделю провожу индивидуальные консультации. Они должны знать, чем в данное время занимается их ребенок. Видя проблемы своего ребенка воочию, родители по-иному начинают относиться и к ним, и к нелегкому труду логопеда.

      Особый разговор о домашних заданиях. На первом же собрании объясняю родителям, что не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать о школьника собранности, самостоятельности, ответственности. И, конечно, ни в коем случае не делать задания за детей. Также нужно, чтобы дети приносили тетрадь логопеду, даже если домашнее задание не сделано.  Необходимо усвоить  следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил. Итак, уважаемые родители, без вашего участия и поддержки результат будет минимальным!