Главные вкладки

    Социальный проект: «Будущий первоклассник»

    Козырева Анжелика Валерьевна

    Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект «Будущий первоклассник». 

    «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

     Быть готовым к школе – значит быть готовым всему     этому                      научиться».

                                                                                          Венгер Л.А

    http://hranenie.ucoz.ru/_ld/198/05503815.jpg

                                                                                                                                           Исполнитель: Козырева А.В. учитель - логопед МБДОУ 294;

     воспитатели: Горшкова Т. А., Тер - Аванесова М. Р.

    Актуальность проекта.

    Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляю свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребенок, ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, а этому способствуют основные проблемы:

    1.Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
    2. Несформированность волевых качеств  школьника.
    3. Низкие логико–мыслительные процессы.

    К 7 годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.

    Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

    Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

    -хорошее физическое развитие ребенка;

    -развитый физический слух;

    -развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

    -нормальное функционирование ЦНС.

    Растущему организму приходится в процессе индивидуального развития адаптироваться к существованию в этих новых условиях среды.

    Поиск, восприятие, переработка информации – имеет ведущее значение и является основой познавательной деятельности.

    Эмоциональное регулирование – создает личностное отношение к получаемой информации и является наиболее интегрированной формой активности.

    Социально-психологические контакты – основываются на приобретаемых знаниях и определяют социальное положение индивидуума, его личностные позиции.

    Бодрствование и сон – обеспечивают различные уровни активности, создавая наиболее благоприятные условия для адаптации.

    Эндокринно-гуморальная регуляция – включает различные биохимические механизмы.

    Из всего ранее сказанного следует, что ребенок может спокойно адаптироваться к школьной среде и хорошо учиться лишь в том случае , если работа по его подготовке к школе будет идти комплексно.

    К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение, и самое главное, у него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

    В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата. 

    Цель проекта.

    Стимулировать развитие познавательной активности и деятельности детей. Обобщить и повысить интерес к школе, сформировать у детей подготовительной группы положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника»,оказать помощь детям в адаптации к школьному обучению, повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

    Задачи проекта

    1. Способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;
    2. Формировать у детей адекватное представления о школе;
    3. Развивать компетенцию будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную …) ;
    4. Формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника».
    5. Профилактика тревожности и страха перед школой
    6. Проводить  педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
    7. Знакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
    8. Создание предметно-развивающей среды для гармоничного развития воспитанников и  ознакомления со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры)

    Принципы реализации проекта

    1. Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
    2. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
    3. Единство содержания форм и методов работы ;
    4. Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
    5. Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
    6. Принцип доступности;
    7. Принцип системности и последовательности.

    Уровень интеграции учебного материала - комплексный.

    По объему учебного материала и времени его проработки        - большой, выполняется в течение учебного 2013-2014 года.

    По способам выполнения и завершения -  комплексный

    Тип проекта (по основным сферам деятельности ) - социальный.

    Вид проекта (по характеру предметной области проекта) – учебно - образовательный

    Срок реализации: долгосрочный.  

    Вид проекта : познавательно - творческий

    Характер содержания проекта: ребенок – взрослый.

    Субъекты проекта: учитель – логопед ,воспитатели, дети подготовительной группы, их родители.

    Срок реализации проекта: сентябрь2013 - май 2014г.

    Ожидаемый результат:

    1. Сформирована «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы:

    -интегративное качество «любознательный, активный: проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес; может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами(высказать предположение, доказать); проявляет догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует;

    -интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей, выраженное в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость , огорчение, удивление, обида, доброта и т.п), проявляет готовность помочь , сочувствие;

    - интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: может самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться в пары ( группы) для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия ;стремиться регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей; проявлять инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей;

    - интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий  элементарные общепринятые нормы и правила поведения »: соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе  известных правил; владеет приемами справедливого распределения предметов:  по очереди, по жребию, с помощью считалок ; стремиться к мирному разрешению конфликтов, сдерживанию негативных проявлений поведения;

    - интегративное качество  «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы; может самостоятельно поставить цель ( или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел  и оценить полученный результат с позиции цели; способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке , рассказе; проявляет творчество в развивающих играх и преобразовательной деятельности; способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно- исследовательской деятельности, активно использует доступные средства- поисковые действия;

    - интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушает и понимает взрослого, действует по правилу, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует  и называет 2-3 последовательных действия ,может удерживать в памяти  правило , высказанное взрослым, и действовать по нему  без напоминания , аргументировать свои суждения ; стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой , позитивной оценке результата взрослым.

    2.Накоплен большой багаж знаний о школе;

    3.Снижена тревожность и у детей и  родителей;

    4.Изменена  мотивация детей к школьному обучению;

    5.Повышена  компетенция родителей по вопросам подготовки детей к школе; ознакомлены  с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

    6.Обогащена предметно-развивающая среда для гармоничного развития воспитанников и  ознакомления со школой.

    7.Подобран,систематизирован и оформлен материал по теме «Будущий первоклассник».

    Этап подготовительный - диагностический .

    Цель : выявить знания детей и родителей о школе ,проблемы и тревоги по поводу поступления ребенка в школу, выявление особенности внутренней позиции детей и готовности к обучению в школе. 

    Формы работы:

    Беседы с родителями и детьми о необходимости внедрения проекта .

    Родительское собрание.

    Анкета для родителей по выявлению готовности ребенка к обучению в школе.

    Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?»

    Беседа на тему « Что я знаю о школе?»

    Этапы работы над проектом:

     

    Учитель логопед

    Воспитатель

    Родители

    Дети

    Подготови тельный

    этап

    Определение темы проекта.

    Анкетирование на выявление основных проблем в формировании готовности к школьному обучению. Анализ результатов

    Решение о принятии участия в проекте; заполнение анкет, осознание своей роли в его осуществлении.

    Ответы на тесты.

    Принятие темы и вынесение предложений

    Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?»

    Формулировка цели и разбивка на веер задач.  

    Стимулирование родителей для создания коллажа о школьной жизни

    Объявление об оформлении пособия

    «Что мне в школе пригодиться»

    Составление плана основного этапа проекта.

     

     

    Основной этап  

    Экскурсия в школу Беседа во время экскурсии в школу «Кто работает в школе»  

    Создание пособия «Что мне в школе пригодиться»

    Создание коллажа «Мои родители учились в школе»

    Познавательные чтения худ. Литературы, рассматривание пособия «Что мне в школе пригодиться»

    Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

     

    Вечер загадок «Скоро в школу»

    Упражнение «Один – много»

    Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня . 

     

    С.р. игра «Школьники»

    Упражнение «Измени по образцу»

    Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме. Беседа о правилах поведения в школе

     

    Лепка «Карандашница»

    Рисование «Школа в кокой хочу учиться»

    Аппликация «Школьные принадлежности»

    Упражнение «Подбери родственное слов»

    Игра «Собери портфель»  

     

    Рисование по представлению «Мама и папа учились в школе»

    Лото «Школьные принадлежности»

    ЧХЛ И. Токмакова «Мне грустно…» В. Губарев «Королевство кривых зеркал» А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» О. Дриз «Когда человеку шесть»

     

    Заключи-тельный этап

    Непосредственная организованная деятельность познавательно речевого характера «Что мне в школе пригодиться»

    Трансляция результатов проекта на РМО

     

     

    Этап 1.

    Цель: формирование интереса к выполнению проекта,  уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.

    1. Экскурсия в школу: посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр диафильмов.
    2. Целевая прогулка к школе ( школьный двор, спортивная площадка).
    3. Просмотр мультфильмов на тему «Школа».
    4. Просмотр м/ф  « Как верблюжонок и ослик в школу ходили»,

    «Чебурашка идет в школу».

    1. Рассматривание картин о школьной жизни.
    2. Информирование родителей о подготовке к школьной жизни.
    3. Выступление учителей 1 классов на родительском собрании.
    4. Дни открытых дверей в школе.
    5. Рисование на тему «Моя школа».
    6. Просмотр презентации « Первый раз – в первый класс».

            

    Этап 2.

    Цель: упражнять в составление рассказа , развитие связной речи, умения передавать впечатления  и эмоции  от школы и  посещения  «Школы дошкольника».

    1. Творческое рассказывание «Я в школе дошкольника».

    Ребята, которые ходят в «Школу дошкольника » рассказывают, чем они там занимаются, что интересного есть в школе, о своих новых друзьях.

    1. Беседы родителей с детьми: «Моя любимая школа», «Как я учился», «Что было интересного в моей школе».
    2. Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»
    3. Конструирование «Моя школа»

    -Постройте свою школу с помощью деталей конструктора «Лего » или строителя. Это может быть та школа ,в которую вы уже ходите, или можете пофантазировать и сконструировать свою школу.

         5.     Сюжетно-ролевая игра «Школа».

    Этап3.

    Цель: обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.

    Рассказ Л.Воронковой «Подружки идут в школу»

    Вопросы к тексту:

    - Кто собирался в школу?

    - Кто помог Тане собраться в школу?

    -Почему надо было обязательно вымыть руки?

    - А зачем надо было заплести косичку?

    -С кем Таня пошла в школу?

    -Что она взяла с собой?

     Как дети добрались до школы?

    - Что случилось , когда ребята вошли в класс?

    - Как вы думаете , Таня хотела идти в школу?

    - Она будет хорошо учиться?

    Чтение художественной литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,

     Алексин «Первый день», Э. Мешковская «Мы играем в школу»,

    А. Александрова «В школу»,

    В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».

    Этап 4.

    Цель: создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развитие речи, изучение Декларации прав человека, расширение знаний об окружающем мире.

    1. Беседа «Зачем надо учиться?»
    2. Чтение стихов о школе и школьных принадлежностях.
    3. Разгадывание загадок о школе и школьных принадлежностях.
    4. Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»
    5. Заучивание пословиц и поговорок  школьной тематики.

    Этап 5.

    Цель: развитие связной речи ;закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.

    1.  Творческое рассказывание на тему «Мой рюкзак.» Взрослый предлагает детям , которые ходят в «Школу дошкольника » рассказать , что лежит в их портфеле, какой он , кто его покупал, нравится ли он им.
    2. Чтение художественной литературы «У меня в портфеле».
    3. Рассматривание иллюстраций: школьные принадлежности, школьная форма, школьное оборудование.
    4. Д/и «Какие предметы помощники в учебе? », «Школа наоборот»
    5. Д/и «Собери портфель».
    6. Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках? »

    Этап 6.

    Цель : развитие творческих способностей, воображения.

    1. Чтение художественной литературы. Стихотворение С.Маршак «Кот - лодырь».

    Беседа:

    - Кто такие лодыри? ( Бездельники, лентяи)

    - Куда они  шли? ( На урок)

    -А куда попали? ( На каток).

    - Кого они встретили? ( Кота)

    - Что им рассказал кот? ( Что ему плохо живется)

    - почему он был такой грустный  ( Потому что он хотел учиться, но не мог, так как нет школы для котят)

    - Кто - нибудь из вас хочет быть лодырем? ( Нет)

    - А какими учениками вы будете? ( Прилежными, хорошими, внимательными, вежливыми, отличниками).

     2. Журнал «Скоро в школу».

    Педагог совместно с детьми подбирает материал и оформляет журнал в виде книжки – развертки, которую потом выставляет в родительском  уголке.

    Лист 1. Обложка.

    Лист 2. 3. Иллюстрации школных принадлежностей « Мой портфель».

    Лист 4. Иллюстрация школьной формы.

    Лист 5.6. Иллюстрации школьных уроков( математика , пение , физкультура, чтение..)

    Лист 7. Пословицы и поговорки о школе.

    Лист 8. «Первое сентября – День знаний.»

    Лист 9.Стихотворение:

    Мы идем в первый класс

    Всей гурьбой веселой !

     Принимай, школа ,нас!

    Здравствуй, здравствуй, школа.

    3.Конструирование «Рабочее место ученика дома» ( конструктор или детская мебель).3-4 ребенка описывают свое рабочее  место.

    Дети конструируют, по окончании конструирования  педагог индивидуально беседует  с каждым ребенком о его постройке.

    Этап 7.

    Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи. Закрепление полученных знаний и представлений о школе и школьных атрибутах.

    1. Беседа «режим дня будущего первоклассника.» (3-4 человека рассказывают о режиме дня, акцентируется внимание на распределение времени для игр , занятий , отдыха.)

    2. Д/и «»Какие предметы помощники в учебе? »

    3. Занятия: «Школьные правила».

    4. Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».

    5. Повышение психолого-социальной компетенции по вопросам «школьной позиции».

    Этап 8.

    Цель : развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.

    1. Чтение художественной литературы.

    Стихотворение А. Барто «В школу».

    Вопросы к тексту:

    - Почему Петя просыпался 10 раз?

    -Что он собирался взять с собой?

    - Кто его остановил?

    - Как вы считаете Петя очень хочет пойти в школу? А вы?

    «Я выросла.»

    Вопросы к тексту:

    - Почему девочке сейчас не до игрушек?

     - Что решила подарить девочка Сереже?

    - А у вас дома много игрушек?

     - Вы их кому - нибудь подарите?, когда пойдете в школу?

     -А есть игрушка , которую вы ни за что не отдадите?

    3. Использование пословиц и поговорок о трудолюбии, дружбе; скороговорок и пословиц о цифрах, замысловатых вопросов.

    4. Чтение художественной  литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу,

    Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».

    2. Раскрашивание рисунка на школьную тематику.

    Дети раскрашивают рисунки ,организация выставки рисунков о школе.

    Рисование «Школа, в которой я хочу учиться »

    Аппликация «Школьные принадлежности»

    Признание роли и авторитета учителя. Создать образ доброго учителя.

    Закрепить интерес к учителю. Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой

     «Учитель», умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа».

    Рисование «Моя будущая учительница».

    Этап 9.

    Цель: развитие пространственного мышления , расширение географических представлений.

    1. Загадки о школе.
    2. Карта «Дорога в школу».

    Педагог предлагает ребенку  нарисовать карту  пути от дома до школы, отобразив дороги, магазины, светофоры, повороты и пр.

    1. Д/и на развитие памяти, внимания, пространственного представления.

    Этап 10.

    Цель: развитие мелкой моторики, познавательной активности; расширение знаний  об окружающем мире.

    1. Просмотр и обсуждение презентации «Первый раз в первый класс».
    2. Плоскостное моделирование .

    Составление сюжетов из мозаики на  школьную тематику ( учебник, карандаш, стол, стул…)

    Этап 11.

    Цель: создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации, обучение составлению рассказа , развитие творческой инициативы.

    1. Серия сказок «Лесная школа» М.А.Панфиловой. Чтение первой сказки
    2. Беседа. Составление коллективного рассказа.

    3.Чтение второй сказки «Смешные страхи»

    Беседа по содержанию сказки.

    - Чего так напугался Зайчок?

    -Что ему ответил Еж?

    - А вы боитесь идти в школу?

    - Боитесь ли вы знакомиться с новыми друзьями?

    - Боитесь ли вы отвечать на вопросы учителя?

    4. Чтение тр Занятия: «Школьные правила».

    5. Рисование правил ( творческое задание).

    - Какое правило вам нравится больше всего? Нарисуйте его.

    6.Беседа с родителями : «Подготовка детей к школе».

    7.  Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу? »

    8. Просмотр м/ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»

     9 М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке? », В. Головкин «Не везет»

     В. Драгунский «Денискины рассказы»

    10. Занятия: «Школьные правила».

    11. Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».

    12. Консультация «Скоро в школу»

    13. Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников».

    14. «Что нельзя говорить школьнику».

     15.«Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)».

    16.Беседа - ориентация детей на школьную организацию деятельности и поведение        .

    Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена).

    Показать детям образ хорошего и плохого ученика.

    Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.

    Развивать школьные навыки.

    Уточнить знания детей о школьной организации.

    Этап 12. (итог проекта).

    Цель: обобщение полученных знаний и опыта.

    1. Оформление папки проекта «Будущий первоклассник»

    Папка заполнена материалами , полученными в ходе реализации проекта.

    -Сегодня я собрала рисунки, раскраски, все работы, которые вы выполняли о школе. Чтобы показать нашу работу , надо оформить папку. Есть желающие мне помочь? ( Все желающие помогают педагогу в оформление всех материалов в папку).

    Оформление уголка «будущий первоклассник».

    В уголок помещаются:

    • Журнал «Скоро в школу!»;
    • Папка проекта «Будущий первоклассник»;
    • Информация для родителей,предоставления Департаментом образования и педагогом - психологом ДОУ.
    • Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»

    Литература:

    Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.

    Солдатов Д. В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе» 2008г.

    Варга А. Я. «Системная семейная терапия» 2001г.

    Безруких.М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.

    Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребёнок к школе» М:1989г.

    Инбина М. Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». 2000г.

    Ляшко Т. В. «Через игру к творчеству» 1994г.

    Стародубова Н. Г. «Критерии готовности ребёнка к обучению в школе»2001г.