Влияние музыки на психику дошкольника

Беляева Т.И.

Т.И.Беляева Музыкальный руководитель ГБДОУ №428

Московского района г.Санкт Петрбурга

 

«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребёнка»                                Д.Кабалевский

 

Влияние музыки на психику ребёнка дошкольного возраста

Что же такое музыкальная психология? Ещё античные философы сделали ряд наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни, а также влияния на человека различных музыкальных произведений в зависимости от темперамента слушателя.

Ещё Пифагором были установлены мелодии и ритмы с помощью которых можно было оказывать влияние на души людей. Здесь были мелодии против неумеренной страсти, уныния, раздражения, гнева и т.д.

А греческий философ Платон считал, что могущество и сила государства зависят от того, какая музыка в нём звучит, в каких ладах и ритмах. Через распущенные лады и ритмы в души людей проникает такое же постыдное начало.

Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики.

В одних ладах музыка делает человека жалостливым и размягчённым, звучание других способствует раздражению, или возбуждению.

Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может определить где звучит музыка, а где просто шум. Но услышать в звуках музыки душевные, серьёзные переживания дано не каждому. С раннего возраста нужно развивать музыкальное восприятие-научить слушать, переживать чувства и настроения.

Ребёнок не может постичь всю глубину музыкального произведения.

Для этого надо иметь достаточный уровень развития музыкальных способностей: слуха, памяти, мышления, воображения.

Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий.

Они включают в себя: пение в хоре, занятия ритмикой, прослушивание одних и тех же музыкальных произведений, знакомство с композиторами и их творчеством.

На основе музыкального опыта, накопленного в результате прослушивания ребёнок начинает понимать музыку: настроение, средства музыкальной выразительности (темп, ритм, мелодию), развитие художественного образа –образного мышления (умение передавать словами то, что слышит)

Хорошая музыкальная память-это быстрое запоминание музыкального произведения.

Такой гигантской памятью обладали Моцарт, Лист, Рахманинов, Антон Рубинштейн, которые могли удерживать в памяти почти всю основную музыкальную литературу.

Существует теория интеллекта о существовании фактора общей одаренности и

способностей- чем выше уровень развития специальных способностей, тем чаще и сильнее проявляются способности к другим видам деятельности.

Разные этапы работы с детьми требуют различных подходов к запоминанию. Главное правильно распределить повторение в процессе разучивания, когда делаются разумные перерывы и многократные проигрывания муз. произведения в уме, на уровне музыкально-слуховых представлений. Как правило, в процессе обучения педагог передаёт ребёнку частицу самого себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности педагога, тем большее влияние он оказывает на рост личности своего воспитанника, вызывая интерес к музыке, предоставляя самостоятельность, поощряя трудолюбие и упорство ребёнка.

Задача педагога –воспитание сплочённого детского музыкального коллектива, где каждый ребёнок чувствует себя уютно, и имеет возможность развиваться как личность. Для детей очень большое значение имеет слушатели- родители, гости, посаженные на стулья игрушки. Дети так же переживают перед выступлением и нужно помочь ребёнку преодолеть страх и неуверенность в себе. Они должны знать то место, где будут выступать, чтобы привыкнуть в своём воображении к тем условиям, в которых будет проводиться предстоящее выступление. Во время праздника надо быть готовым к любым неожиданностям и при этом не останавливаться, а продолжать выступление –петь, танцевать, разыгрывать сценки. Этот приём помогает проверить степень волнения и заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается.

Музыкальный песенный материал постоянно пополняется народными и современными детскими песнями доступными и понятными детскому восприятию. Не стоит использовать взрослый репертуар  со сложной мелодией и не понятными ребёнку словами, которые он не может понять и осмыслить.  Музыкальный репертуар должен быть доступным для понимания, разнообразным по характеру и динамике и способствовать развитию художественного вкуса у детей. Очень важно подобрать музыку к сценарию, чтобы она стала неотъемлемой частью, «изюминкой», чтобы ярко и выразительно представила персонаж на празднике.

Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать и воспитывать.

И во многом этому способствует музыка.

 

Комментарии

Абрамова Ольга Анатольевна

Интересная статья!